Posted 11 июня 2019, 15:48
Published 11 июня 2019, 15:48
Modified 20 августа, 15:17
Updated 20 августа, 15:17
Корреспондента Ивана Голунова задержали на Цветном бульваре в Москве в 14:40 6 июня. Сам он заявлял, что сотрудники полиции были одеты в гражданскую одежду и представились только после того, как посадили его в машину. В ходе досмотра у Голунова якобы обнаружили пакетики с наркотическим веществом, впоследствии идентифицированным как мефедрон. Журналист заявил, что наркотики подкинули.
Он также рассказал, что сотрудники полиции били его, отказывались вызывать скорую помощь и адвоката, а также взять смывы с рук, чтобы выяснить, прикасался ли он к наркотикам. Родственникам Голунова сообщили о случившемся спустя примерно 14 часов после задержания. Примерно тогда же, как впоследствии сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, о произошедшем было доложено главе государства Владимиру Путину.
На сайте СМИ было опубликовано официальное обращение учредителя издания Галины Тимченко и главреда Ивана Колпакова. Они заявили, что не верят в виновность журналиста и охарактеризовали его как человека с безупречной профессиональной репутацией. Они связали произошедшее с деятельностью журналиста. СМИ сообщали, что одно из его последних расследований касалось мэра Москвы Сергея Собянина.
Он отказался комментировать задержание, но попросил главу ГУ МВД по Москве Олега Баранова взять под личный контроль рассмотрение уголовного дела. Тогда же, 7 июня стало известно, что журналиста обвиняют в покушении на сбыт наркотиков. МВД представило фотографии с пакетами наркотиков, якобы сделанные в ходе обыска у Голунова в квартире. Однако потом ведомство признало, что они были сфальсифицированы.
На защиту Голунова встало российское журналистское сообщество. В Москве стартовала серия одиночных пикетов, проведение которых без согласования с властями разрешено законодательством. Их первых участников задержали полицейские, но затем отпустили. В поддержку Голунова высказались многочисленные журналисты, певцы, актеры и даже региональные чиновники.
8 июня корреспондента доставили в Никулинский суд Москвы. Его адвокаты заявляли, что им препятствовали в ознакомлении с материалами дела, отказали в ходатайстве предоставить время на согласование позиций. За заседанием следили многочисленные журналисты — не все смогли попасть в зал суда. Здание окружила толпа, которая скандировала «Свободу!» и прочие лозунги в поддержку журналиста.
Заседание длилось несколько часов, в результате суд решил отправить Голунова под домашний арест до 7 августа. Новость была воспринята положительно — собравшиеся у здания суда несколько минут стоя аплодировали судье. В соцсетях пользователи отмечали, что подобное решение по статье, связанной с наркотиками, для России — большая редкость. На следующий день борьба за свободу Голунова продолжилась.
В понедельник печатные версии трех крупных российских газет — «Ведомости», «Коммерсант», РБК — впервые в истории вышли с одинаковой первой полосой в поддержку задержанного журналиста. На ней было написано «Я/Мы Иван Голунов». Впоследствии эта надпись заменила логотипы многих интернет-СМИ. Тогда же главный внештатный нарколог минздрава РФ Евгений Брюн сообщил, что тест Голунова на наркотики показал отрицательный результат.
Песков заявил, что Кремль внимательно наблюдает за делом журналиста. Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Татьяна Москалькова проинформировала о происходящем Путина при личной встрече. Тогда же служба собственной безопасности МВД и прокуратура начали проверку по делу Голунова, его материалы затребовала Генпрокуратура. Ее глава Юрий Чайка заявил, что будет лично контролировать дело.
Сегодня адвокаты журналиста обжаловали домашний арест корреспондента, а Песков снова прокомментировал уголовное преследование Голунова. Он опроверг слухи о том, что Кремль поручил закрыть дело до «Прямой линии» с Путиным, которая состоится 20 июня и заявил, что президент возможно ответит на вопросы об этом деле в прямом эфире. С критикой в отношении действий сотрудников МВД выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Сегодня вечером глава МВД России Владимир Колокольцев заявил, что дело в отношении журналиста прекращено в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления — его выпустят из-под домашнего ареста. Полицейские, задержавшие Голунова, отстранены от работы на время служебной проверки. Колокольцев будет просить об освобождении от должности главы УВД по Западному административному округу.
Также глава МВД будет ходатайствовать об увольнении главы московского управления по контролю за оборотом наркотиков генерал-майора полиции Юрия Девяткина. Глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев заявил «Интерфаксу», что в исходе событий немалую роль сыграло гражданское общество, поднявшееся на защиту журналиста и предрек «большой разбор в силовых структурах».
«Спасибо генералу Колокольцеву, который занял абсолютно разумную позицию. Может быть он получил добро на эту позицию откуда-то еще, из высших олимпийских этажей нашей власти, но так или иначе, позиция эта правильная и разумная», — заявил Inkazan журналист и общественный деятель Николай Сванидзе. По его словам, без экспансивной и очень эмоциональной реакции на произошедшее со стороны журналистов, вряд ли бы был такой исход.
«Результат уникальный. Потому что он беспрецедентный. Может быть, потом сам станет прецедентом, но до сих пор прецедентов не было. Я считаю, что позиция гражданского общества сыграла здесь, может быть, решающую роль», — заявил Сванидзе.
Глава Совета по правам человека Михаил Федотов призвал найти виновных в начале преследования журналиста, пишет СМИ. «Голунов на свободе, но никто не наказан за подброс наркотиков. Никто не понёс ответственности за фальсификацию, которая стала лишь самой известной в огромном ряду таких фальсификаций», — написал профсоюз журналистов в своем Telegram-канале.
Казанский адвокат Александр Коган напомнил, что ранее прокуратура запросила у МВД все сведения о понятых, которые присутствовали при изъятии наркотиков теми оперативниками, что задерживали Голунова. По словам Когана, в разных случаях при этой процедуре могли присутствовать одни и те же люди. Запрос со стороны надзорного ведомства мог стать причиной прекращения уголовного преследования в отношении журналиста.
«При наличии наркотиков в рюкзачке или в карманах, а берете вы их голыми руками, должны остаться следы. А кокаин и химические наркотики такие следы оставляет — жесткие причем. Вот таких полицейских губит непрофессионализм. Там же отпечатки пальцев остались, на этих пакетиках или этом пакетике, как пресса сообщила. А если сейчас выяснится, что это отпечатки пальцев полицейских или понятых — что тогда будет? Будет полный погром», — сказал он.