Posted 11 июня 2020,, 13:00

Published 11 июня 2020,, 13:00

Modified 17 сентября 2022,, 17:10

Updated 17 сентября 2022,, 17:10

Никто не застрахован: вероятна ли в Татарстане экологическая катастрофа

11 июня 2020, 13:00
29 мая в Норильске на территории ТЭЦ-3 «Норильского никеля» из резервуара с дизельным топливом вытекло 20 тысяч тонн жидкости, попав в реки и почву. Inkazan выяснил, насколько от таких случаев застрахован промышленный Татарстан.

От аварий никто не застрахован

Кандидат биологических наук, замдиректора по научной работе Академии наук Татарстана Дмитрий Иванов в беседе с корреспондентом Inkazan рассказал, что Татарстан – не исключение в списке регионов, подверженных экологическим авариям. Однако катастрофами их назвать нельзя.

Одна из серьезных аварий произошла в 2007 году за пределами республики, но на продуктопроводе, ведущем из Татарстана. В Кстовском районе Нижегородской области произошел прорыв трубы с дизельным топливом, тонны нефтепродуктов попали в грунт и реку. Катастрофы удалось избежать благодаря действиям спецслужб.

По словам Иванова, через год экосистема начала восстанавливаться. «Такие аварии, как правило происходят весной, когда оседает грунт. Здесь можно сказать по-русски: где тонко, там и рвется. То есть если труба была уложена не со 100% соблюдением технологии или со временем она износилась», - говорит он.

В Татарстане ежегодно происходят аварии на нефтепроводе, но они носят локальный характер. В ноябре в Альметьевском районе нефтяная эмульсия растеклась на 140 квадратных метров. Тогда из-за коррозии металла прорвало продуктопровод НГДУ «Джалильнефть». Последствия подобных аварий устраняют в короткие сроки.

«У нас много хранилищ. Нефтедобывающие районы буквально упичканы нефтехранилищами. Вероятность катастрофы ощутима. Любое землетрясение или любой катаклизм может привести к не меньшей катастрофе, чем в Норильске», - заявил Inkazan председатель антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов.

Крупной аварией можно назвать разлив нефтепродуктов, произошедший в районе Песчаных Ковалей в 2000-х годах. Тогда они также попали в почву и воду. Устранять последствия пришлось долго.

Опасность «нефтяного» Татарстана для экологии заключается в том, что по трубам идет не только дизель, но и нефть, мазут и эмульсия. Эти вещества тяжелее готового продукта. Они оседают на дно рек, загрязняя экосистему не только воды.

По словам Иванова, не севере страны экосистема более уязвима, чем в Татарстане. Здесь больше факторов, способствующих самоочищению от нефтепродуктов. Это, в первую очередь, нефтеокисляющие микроорганизмы, которые «поедают» нефть.

Татарстан уже на грани экологической катастрофы

По мнению Гарапова, промышленность Татарстана наносит колоссальный ущерб природе. «Достаточно проехать по нефтяным районам. Там и засохшие рощи, и реки. Для большей добычи там качали воду со всякими вредными веществами», - сказал он о засолении поверхностных и подземных вод при добыче нефти.

По словам Иванова, несколько лет назад в эти районы провели водовод, который доставляет питьевую воду. Тем не менее в некоторых реках наблюдается повышенное содержание солей. К экологической катастрофе приводят не только аварии, но и количество выбросов в атмосферу, воду и грунт.

У каждого предприятия есть нормативные документы, в соответствии которым им определены лимиты выброса загрязняющих веществ. Но нельзя исключать каких-то критических ситуаций, в связи с которыми могут происходить кратковременные выбросы, говорит Иванов.

По словам Гарапова, Татарстан и Башкортостан находятся в числе лидеров по загрязнению воздуха диоксинами нефтехимических производств. Эксперт заявил, что при этом лаборатории, способные исследовать воздух на наличие токсичных веществ, находятся в Москве и Уфе - в Казани нет необходимого оборудования.

Он добавил, что ситуацию может усугубить мусоросжигательный завод (МСЗ), который строится под Казанью. Против возведения предприятия, несмотря на положительное заключение международной экологической экспертизы, выступают экоактивисты и местные жители.

В миэкологии Татарстана Inkazan сообщили, что с начала года в адрес ведомства поступило 2 729 обращений граждан. На загрязнение воздуха пожаловались 127 раз. «Наибольшее число обращений относительно качества атмосферного воздуха поступило из Нижнекамска – 51», - заявили в минэкологии.

Эксперты называют Нижнекамск одним из самых загрязненных городов. «Тот комплекс производств, которые там работают и строятся, производит выбросы в атмосферу. Безотходных технологий в мире нет. Все лучшее из этой сферы безопасности в Нижнекамске есть, но выбросы все равно происходят», - заявил Иванов.

Гарапов сказал, что количество выбросов, производимое промышленным центром, вредит населению. «Районы, которые расположены в Закамье наиболее загружены. Все остальные территории, где ведется добыча нефти, таких крупных производств нет. Там вся экологическая нагрузка ложится на методы добычи», - отметил Иванов.

У промышленных предприятий помимо выбросов в атмосферу существуют твердые и жидкие отходы. Компании обязаны утилизировать отходы наиболее экологическим путем, иметь очистные сооружения. По словам Иванова, в Казани сточные канализационные воды принимают очистные сооружения «Водоканала».

К ним же поступают жидкие отходы с предприятий, которые сами очистить их не могут. Затем вода стекает в Казанку, Волгу и в редких случаях в озеро Кабан. Для каждого предприятия утверждаются свои лимиты сброса. Нарушители должны заплатить деньги на проведение природоохранных мероприятий.

«К сожалению не все предприятия могут привести свои сбросы в соответствии с нормативами. Строительство и содержание очистных сооружений достаточно дорогостоящие мероприятия», - сказал Иванов, добавив, что работа по улучшению ситуации ведется в рамках нацпроекта «Экология».

С промышленными предприятиями ситуация сложнее: основном это акционерные общества, которые должны сами вкладывать деньги в реконструкцию сооружений. Гарапов заявил, что предприятия тратят деньги на экологию в последнюю очередь. Иванов отметил, что на это повлиял продолжительный экономический кризис.

Заместитель директора по инновационной деятельности института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Владислав Судаков в беседе с корреспондентом Inkazan сообщил, что с точки зрения геологии на сегодняшний день методы добычи нефти безопасны как для сточных и грунтовых вод, так и для почвы.

Однако если компании с госучастием могут рассчитывать на финансирование в рамках нацпроектов, то в остальном все зависит от уровня ответственности предприятий. Авария на «Норильском никеле» стала отрицательным примером. А ситуация с протестами против строительства МСЗ и других заводов показывает, что население не верит в “положительный настрой” промышленников.