Posted 11 сентября 2019,, 11:24

Published 11 сентября 2019,, 11:24

Modified 13 сентября 2022,, 07:22

Updated 13 сентября 2022,, 07:22

Опасный Нижнекамск: утечки, угрозы населению и новый завод

11 сентября 2019, 11:24
В Нижнекамске находятся одни из крупнейших промышленных нефтехимических предприятий Татарстана. На днях в городе зафиксировали 11-кратное превышение предельно допустимой концентрации этилбензола. В планах — строительство нового завода по производству метанола. Эксперт рассказал Inkazan, чем это чревато для населения.

«Бензольное кольцо» химграда

В одном из районов Нижнекамска после отбора проб воздуха зафиксировали превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) этилбензола в 11 раз. По этому поводу мэр города Айдар Метшин собрал оперативное совещание, в котором приняли руководители ПАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ), ООО «Управляющая компания «Татнефть-Нефтехим», АО «ТАНЕКО», АО «ТАИФ-НК», Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1) и ООО «Нижнекамская ТЭЦ». Также там были прокуроры, экологи и общественники.

Экологи уже направили материалы проб в Росприроднадзор, который сейчас проводит проверку. Метшин пообещал, что после определения источника загрязнения нарушителя обязательно накажут. Однако никто не обещает, что в дальнейшем таких выбросов не повторится.

Доцент кафедры высокомолекулярных и элементоорганических соединений химического института КФУ Аркадий Курамшин заявил в беседе с корреспондентом Inkazan, что большинство предприятий НКНХ связаны с органической химией и органическим синтезом. Этилбензол потенциально мог быть выброшен любым из них.

Разовых выбросов этилбензола жителям Нижнекамска можно не бояться. Пока. Действующие нормы ПДК прописаны с неким запасом. Курамшин рассказал, что даже 10-кратное превышение норм этого вещества не является серьезной угрозой. Это сигнал для служб, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды.

Тем не менее этилбензол — не самое полезное, чем можно дышать. «Большая часть соединений, где есть бензольный остаток, проявляют ту или иную концерагенность. Этилбензол может привести к мутациям ДНК, что в перспективе может вызвать злокачественные образования», — сказал он.

По словам ученого, чтобы здоровью человека был причинен вышеуказанный вред, выброс этилбензола должен быть длительным и в большей концентрации, чем который произошел два дня назад. В случае, если ветра в городе не будет, то данное вещество, находясь в воздухе около месяца, действительно может быть опасным для человека. А 100-кратное превышение ПДК было бы поводом для эвакуации всего Нижнекамска.

Помимо этилбензола, в городе зафиксировали превышение ПДК сероводорода в три раза. Сероводород обладает специфическим запахом гниющей живой ткани. Впрочем, в Нижнекамске постоянно поступают жалобы на очень неприятный «аромат», исходящий со стороны предприятий. Курамшин рассказал, что человеку эволюционно свойственно улавливать этот запах.

«Наши далекие предки, которые ходили еще на четырех ногах, почувствовав запах сероводорода, просто шли туда, где им не пахнет. Чем чувствительнее они были, тем дальше уходили. И мы улавливаем этот запах задолго до того, как он начинает нам вредить», — сказал он.

Разовое трехкратное превышение ПДК данного вещества также не опасно, но город дышит этим постоянно, судя по сообщениям в соцсетях. Inkazan направил запрос в Росприроднадзор РТ о результатах проверки. На момент написания материала ответ не поступил.

Новый завод — отрава или спасение

В Нижнекамске в июле этого года прошли общественные слушания по проекту завода метанола, который планирует построить НКНХ. Горожане выступили резко против его возведения. По этому поводу высказался и мэр Метшин, который вступился за население и заявил, что «на сегодняшний день мы не получили тех ответов на вопросы, которые были заданы на общественных слушаниях». «Мы - население, не специалисты, но должны на понятном языке получить ответы на вопросы: какое воздействие окажет новое производство на нашу территорию», — заявил он.

Сегодня НКНХ уже использует метанол, но привозной. Иными словами, его доставляют в город цистернами, которые во время пропаривания также распространяют метанол в атмосфере Нижнекамска. Недавно Казань окутало облако природного газа, которое вышло из 15-кубовой цистерны в Высокогорском районе как раз во время пропаривания.

По словам Курамшина, пока рано говорить о вреде производства метанола в Нижнекамске.

«Я знаю 5-6 способов заводского производства метанола. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Какой способ будет использоваться в Нижнекамске, пока неясно. Если они завозят метанол, то получение метанола сразу на территории завода избавит от физиологических рисков. Если цистерны с метанолом ездят по городу, то ДТП с такой машиной принесет больше последствий, чем аварии на заводе», — заявил он.

К слову, на НКНХ не раз происходили аварии. За последнее время безаварийным для «Нижнекамскнефтехима» был только 2014 год. По две аварии зафиксировали в 2015, 2017 и в прошлом году, по одной — в 2016-м и нынешнем. За этот период пострадали 26 человек, из которых четверо впоследствии погибли. Последним был серьезный взрыв во время сварочных работ.

Метанол, он же древесный спирт, — вещество, которое разрушает печень и действует на нервную систему. Однако большинство отравлений связано не с вдыханием этого вещества, а с его употреблением внутрь. По запаху и вкусу он очень похож на этиловый спирт, говорит Курамшин.

Повторные общественные слушания по проекту завода метанола состоятся 10 октября. В случае, если НКНХ предоставит все доказательства о безопасности проекта, то в Нижнекамске очередному заводу быть. Inkazan направил запрос в "Нижнекамскнефтехим" с просьбой рассказать о том, как именно планируется производить метанол. На момент написания материала ответ на запрос не поступил.