Нет закона и интернета: почему по дорогам Татарстана не ездят беспилотники?

Нет закона и интернета: почему по дорогам Татарстана не ездят беспилотники?

12 февраля, 18:37ОбществоPhoto: inkazan.ru
В Госсовете эксперты пытались выяснить, что мешает запустить беспилотные автомобили на дороги России. Оказалось, что виной всему отсутствие закона, плохой интернет и «неумные» дороги. Депутаты республики уже обещали разработать необходимый законопроект, но когда его внесут на рассмотрение, до сих пор не ясно.

«Камаз»: «Мы не можем запустить автомобиль, потому что нет интернета по дороге»

Первым слово предоставили заместителю директора по развитию по инновационным продуктам «Камаза» Фирдаусу Кабирову. Он рассказал, что в ближайшем будущем автомобили станут беспилотными и бескабинными. На предприятии большое внимание уделяют электротранспорту. Среди главных достижений - гибридный грузовик Камаз-65-207, от которого гораздо меньше выбросов. Машина создана шесть лет назад и при определенном спросе этот автомобиль может быть внедрен в городскую среду. Кабиров похвалился электробусом Камаз-6282, который поставляется в Москву.

Два года назад на открытии движения по Керченскому мосту «Камаз» продемонстрировал беспилотные машины, напомнил Кабиров. По другим дорогам они проедут не скоро. «Для ближайшего применения нет законодательства, пока нет условий. Но для реального применения, мы видим, что наши разработки можно использовать внутри заводской логистики. Этим мы уже сегодня занимаемся», - рассказал он. Для использования беспилотного грузовика на закрытой территории законодательная база не нужна.

Кабиров напомнил, что «Камаз» запатентовал беспилотный грузовой электромобиль, у которого нет кабины. В планах у администрации завода после испытаний беспилотных машин все системы автономного управления и программное обеспечение перенести на этот автомобиль. Не забыл он и о беспилотном пассажирском автомобиле, который демонстрировали еще во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Тогда для «Шатла» даже построили 750 метров дороги от «Ривьеры» до улицы Меридианной и катали на нем главу республики Рустама Минниханова.

Photo: business-online.ru

«На базе этого автомобиля мы очень во многом продвинулись. Даже не в проектировании корпуса автомобиля, а самое главное, что мы отрабатывали на нем программное обеспечение», - рассказал Кабиров. Он выделил четыре пункта, которые нужны, чтобы продвинуться дальше: господдержка отечественного производителя аппаратных частей и систем и автопроизводителей, создание и развитие инфраструктуры для испытания новых машин, разработка законодательной базы и стимулирование продаж автономных автомобилей.

Более подробно Кабиров остановился на инфраструктуре: пять лет назад «Камаз» говорил о необходимости строительства специализированных полигонов с имитацией городской и пригородной среды. Предприятию предложили испытывать транспорт на автополигоне НАМИ (Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института - Inkazan). В прошлом году все возможности этого «городка» были исчерпаны. «В Китае существуют 3 государственных полигона, где отрабатываются все автомобили»,- сетовал Кабиров.

Он заявил о важности строительства «умных дорог», дооснащения федеральных трасс необходимым оборудованием, широкополосным интернетом и зарядными станциями. «Сегодня даже из Казани в Челны мы не можем запустить автоматизированный автомобиль, потому что нет интернета по дороге», - жаловался он. Заглядывая в далекое будущее, Кабиров сказал, что с приходом беспилотников нужно будет создавать станции для переработки батарей, используемых в автономных машинах. Это будет отдельный «большой бизнес», считает представитель «Камаза».

Photo:inkazan.ru

По мнению Кабирова, чтобы поддержать развитие инновационных транспортных средств, необходимо создавать в городах-миллионниках специальные полосы для таких машин. «Камазовец» предложил ужесточить экологические требования к транспорту, заявив, что к 2050 году необходимо полностью отказаться от машин с двигателями внутреннего сгорания. А к 2028 году - запустить беспилотники на дороги общего пользования.

«Сегодня действует постановление правительств 14-15 о проведении эксперимента по опытной эксплуатации. В работе находится Федеральный закон об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесение изменений в отдельные законодательные акты. То есть движение пошло. И от нашей республики тоже будет инициатива», - сказал он.

Иннополис: «У нас жители ездят на такси в булочную бесплатно»

Станислав Ефимов, руководитель IT-отдела автономной некоммерческой организации «Фонд развития города Инополис», напомнил, что беспилотное «Яндекс.Такси» работает в городе с 2018 года. Соглашение о создании тестовой зоны беспилотников компании подписали Минниханов и гендиректор компании «Яндекс» в России Елена Бунина. Вице-премьер Татарстана Роман Шайхутдинов два года назад заявлял, что беспилотные автомобили начнут тестировать на улицах Казани после завершения испытаний в Иннополисе.

В декабре 2019-го он скорректировал сроки: беспилотные автомобили на дорогах республики могут появиться в ближайшие пять лет, но пока Иннополис остается единственным городом в России с беспилотным такси. Тем не менее, Ефимов рассказал, что правила пользования беспилотным транспортом упростились. «Сначала нужно было подписывать социальное согласие для того, чтобы участвовать в программе тестирования, но на данный момент уже ограничились просто галочкой в приложении под текстом, который обычно никто не читает», - начал доклад Ефимов.

Photo:inkazan.ru

Он уточнил, что автомобиль не требует специальных средств связи в виде 5G или специальной дорожной инфраструктуры. Сейчас машины тестируются в России, Израиле и США. «Иннополис небольшой город, там нет общественного транспорта и «Яндекс.Такси» покрывает всю необходимость в нем. Да, у нас жители ездят на такси в булочную», - гордо заявил Ефимов, на что в кабинете раздался закономерный вопрос: «И сколько стоит?». «Бесплатно. Так как сейчас происходят испытания, а платить за испытания неправильно», - ответил он.

Представитель Иннополиса поделился цифрами: по городу ездит ни одна машина, а шесть. Остановок стало более 20 вместо прежних пяти. Хотя такси по-прежнему не довезет вас до подъезда - лишь до ближайшей остановки. Среднее время поездки – пять минут. В среднем такси вызывают 40 раз в день, но иногда количество вызовов доходит и до 70. Всего совершено более пяти тысяч поездок - никаких инцидентов не было. Оба спикера заявляли, что причина 90% ДТП – это человеческий фактор, а беспилотный автомобиль поможет его исключить.

Долгий путь к закону о беспилотниках

Депутаты поинтересовались у выступающих, почему нет системы, которая бы регулировала умные дороги, навигацию и управление? Почему в республике нет организации, которая бы «соединяла в себе всех изобретателей» как от «Яндекса», так и от «Камаза»? Оказалось, что не все «игроки» к этому готовы, да и приказа «сверху не было».

Лутфулла Шафигуллин, главакомитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству, выступавший модератором встречи, рассказал, что спикер Госдумы Вячеслав Володин «убедительно просил» председателя Госовета Фарида Мухаметшина внести в Госдуму предложения в виде законодательной инициативы для создания правовой базы для развития инновационных транспортных средств. Об этом говорили еще в ноябре 2018 года. Мухаметшин создал рабочую группу по подготовке проекта федерального закона. В ее состав вошли представители «Камаза», Иннополиса, Казанского федерального университета, министерств и ведомств. Почти полтора года спустя проект внесен в Госсовет, в случае одобрения его направят в Госдуму.

«Эксперимент должен завершиться в 2022 году. По его завершению будет приниматься принципиальное решение, но к этому времени нормативная база должна быть серьезно проработана. Пока… Надеемся, что законодательная инициатива будет подвержена депутатами, и мы сделаем один из первых шагов в части законодательного обеспечения», - заключил депутат Госсовета Марат Галеев.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter