Posted 12 июля 2012, 11:17

Published 12 июля 2012, 11:17

Modified 12 сентября 2022, 06:26

Updated 12 сентября 2022, 06:26

«Александровский пассаж» превратится в отель и простоит еще 200 лет!

12 июля 2012, 11:17
Журналисты и мэр Казани Ильсур Метшин осмотрели ход реставрационных работ в многострадальном историческом здании.

Мучительная история

Здание Александровского пассажа было построено купцом Александром Сергеевичем Александровым в 1883 году. Он потратил на строительство почти десятую часть своего состояния — 800 000 рублей.

Пассаж – прямоугольное здание с двумя закругленными углами и системой внутренних дворов. Закругленные углы здания, напоминающие башни, завершаются куполами. В люкарны купола со стороны улицы Воскресенской (ныне Кремлевская) были установлены часы с боем. В оформлении фасадов здания использовались элементы ренессанса, барокко и классицизма. Здание отличалось обилием лепных украшений растительного характера.

По периметру двора на 1-м этаже находились магазины, фасады которых оформлены в виде аркады. Арочные проемы аркады украшали массивные остекленные двери, украшенные резьбой. Простенки были украшены зеркалами, заключенными в затейливые филенки. В нишах, окружавших центральное пространство двора, размещались 4 белокаменные скульптуры-аллегории, олицетворявшие четыре времени года. В конце двора была парадная лестница, спускавшаяся к выходу на Черное озеро. Изящный чугунный мостик над лестницей вел в помещения ресторана, пышно отделанные зеркалами и лепным декором.

Часть здания, обращенная к Черному озеру, отделялась от основного объема пространством двора-колодца, служившего для хозяйственных целей. В здании имелись уникальные лифты. На верхних этажах размещались жилье и учреждения.

Пассаж изначально занимал целый квартал, образованный улицами Воскресенской, Петропавловской, Почтамтской и Черноозёрским бульваром (современные улицы Кремлевская, Мусы Джалиля, Лобачевская и Дзержинского). Позднее часть торгового квартала, выходящая на угол Воскресенской и Почтамтской, была утрачена.

По планам здание строилось как доходное место. Кроме своей архитектурной изысканности, пассаж должен был покорить казанскую публику букетом инноваций. Парижская новинка – стеклянное покрытие двора, в центре которого стояла скульптура женщины с малышом работы Шредера.

Многие жители Казани приходили сюда, чтобы посмотреть невиданное зрелище – «свет без свеч». Электрическое освещение здания стало возможным благодаря электрогенератору, привезенному из Германии. В этом здании впервые в Казани появился лифт и уникальная система воздушного отопления.

Однако эксплуатация здания оказалось совсем не выгодным предприятием. Его содержание обходилось недешево, а потому с мечтой восполнить затраты быстро пришлось расстаться. Красивый архитектурный ансамбль вообще можно назвать несчастливым. Все время его существования одна крупная проблема сменялось другой.

Ни шатко ни валко пассаж просуществовал до революции. В советскую эпоху с 1930 года в здании работал детский кинотеатр «Пионер», где шли в основном фильмы для детей. В ночь на 28 апреля 1977 года здание обрушилось как раз в этом месте. К счастью, никто не пострадал. А через несколько дней ушла под землю часть стены Черноозерского блока. С дырой пассаж стоял многие годы.

Уже наши современники помнят кафе «Отдых». Вход в него был со стороны улицы Ленина. Потом там был один из офисов телефонной компании МТС. В здании пассажа были и жилые помещения. Кстати, во время Великой Отечественной войны пассаж принял под свои стеклянные своды сотни эвакуированных.

То ли место у здания было выбрано неудачно, то ли проект был слишком сложным в повседневной эксплуатации, но практически все время «жизни» здания его фундамент давал осадку, стены шли трещинами, а подвальные помещения полнились водой. Есть версия, что под пассажем находятся карстовые пустоты и чрезвычайно активные грунтовые воды.

Весь современный период существования дома связан со словами «ремонт», «реконструкция», «реставрация» и «восстановление». В середине 50-х годов в здании были проведены ремонтные работы. Было пробурено несколько скважин для укрепления фундамента, через которые рабоче закачивали бетонный раствор. Здание было передано на баланс горжилуправления, которому и поручили следить за его состоянием. Через 10 лет, 28 октября 1987 года, в здании начались еще одни — очередные реставрационные работы. И вновь основной фронт работ был связан с бетонными инъекциями в фундамент здания.

Попытка «вылечить» здание собственными силами успеха не имели. Деньги, выделенные на эти цели, практически пропали. Некоторые эксперты вообще предполагали, что зданию с такими повреждениями одна дорога — под снос. К счастью, дыру черноозерского блока сумела победить польская фирма «Будимэкс» из Варшавы, которая выиграла тендер с участием казанских и турецких строителей и начала восстановление здания в 2003 году.

Помимо дыры строители очистили мусорные завалы, накопившиеся за многие годы. Карстовые пустоты через трубы опять заполнили специальным цементным раствором. Фундамент, не нарушая культурно-исторического своеобразия здания, заменили на аналогичный, но из керамического кирпича.

Под фундаментом положили грунтоцементную армированную плиту толщиной 6 метров. Внутренние этажи посадили на отдельный каркас, а сам каркас хитро спрятали внутри стены. Все складывалось слишком хорошо чтобы быть правдой и через какое то время поляки из пассажа ушли.

И вновь туристическая достопримечательность Казани стала незаконсервированной свалкой, притоном для бомжей с протекающий крышей, обваливающейся лепниной, сломанными перекрытиями и разбитым французским стеклянным куполом.

Финал

Последний из известных нам этапов в истории с Александровским пассажем начался в 2007 году, когда оно было продано с аукциона за 280,5 млн. рублей санкт-петербургской компании ООО «Недвижимость и реконструкция» (100% «дочка» ЗАО «пан»). Новый собственник намеревается открыть тут пятизвездочную гостиницу аккурат к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Проект реставрации фасада по ул.Дзержинского

Сейчас ресторацией объекта занимается само ЗАО «ПАН» — петербургская компания, имеющая серьезный опыт в реставрации исторических зданий. В компании даже заявляют, что восстановление декоративной отделки фасадов здания завершится уже в этом году.

На самом деле перед компанией стоит очень сложная и технически тонкая задача сохранения исторической и культурной аутентичности здания — формирования в нем современных систем кондиционирования воздуха, канализации, пожаротушения и т,д.

«Для пятизвездочной гостиницы главное что? Первое — это чтобы она была в центре, второе — чтобы она была в центре, третье и самое важное — чтобы она была в центре, — шутит Игорь Шопотов, генеральный директор ЗАО «ПАН». — Работа предстоит очень серьезная. Если мы не создадим современных комфортных условий, люди сюда не пойдут. Но если утратится историческая индивидуальность здания, то мы тоже потеряем своих будущих клиентов. Наша компания придерживается в своей работе принципов «Венецианской хартии», стараясь сохранить в историческом памятнике все, что возможно».

Проект реставрации фасада по ул.Кремлевская

«Отдельно через СМИ мне хотелось бы обратится к казанским старожилам. Нам не хватает информации по отдельным частям здания, к примеру, мы можем только догадываться, каким было крыльцо пассажа. Если у вас в семейных архивах сохранились какие-то фотографии или рисунки здания, пожалуйста, покажите копии всего этого наследия нам. Без таких изображения работа может оказаться неполной», — завершил свою речь Игорь Шопотов.

На вопрос InKazan о том, сколько простоит здание после реконструкции, генеральный директор ЗАО «ПАН» улыбнулся и ответил: «200 лет! Екатерининские дворцы в Санкт-Петербурге стоят, и это простоит» — заключил Шопотов, напомнив, правда, о пагубном воздействии карстовых пустот.

Проект реставрации фасада по ул.М.Джалиля

Проект будущей гостиницы разрабатывается мастерской известного питерского архитектора Лидии Уховой. На данный момент существует около 6 принципиально разных концепций. Все они предполагают переработку внутреннего пространства здания, создания новых переходов и лестниц. На объекте планируется задействовать 50 опытных специалистов-реставраторов, которые прибудут в Казань из северной столицы.

Вывод

Утомительные разговоры и бесконечные изменения планов в отношении памятников архитектуры самым пагубным образом сказываются на их состоянии. Причем нет принципиальной разницы, о чем говорят и на каком уровне. Казань позиционирует себя как город с большим историческим наследием, и нам просто необходимы «сильные» памятники в центре города. У многих горожан возникают обоснованные вопросы: «Почему гостиница? Почему не для народа опять?»

Наше мнение: уж лучше так, чем никак. Сделают все хорошо и качественно. Будет там дорогая гостиница, сможем хоть детям показать это здание, рассказывая про его историю. Да в конце концов, сделайте вы там хоть элитный бордель, лишь бы строители снова не свернули работы, и здание вновь не превратилось в одну из самых печальных и «перспективных» казанских помоек. Мы в данном случае за «синицу».

[mceAuthor]Фотографии: Михаил Майский[/mceAuthor]

Подпишитесь