«Дорога ярости»: почему в автобусах Казани не всегда можно расплатиться картой

«Дорога ярости»: почему в автобусах Казани не всегда можно расплатиться картой

12 июля 2019, 16:13ОбществоPhoto: inkazan.ru
С 1 июля в казанских автобусах заработала система оплаты проезда банковской картой. В социальных сетях пассажиры жалуются на то, что расплатиться таким образом не всегда удается, а кондукторы выдают поддельные билеты. Это может привести к очередному росту стоимости проезда.

О внедрении возможности оплачивать проезд банковской картой в Казани заговорили еще перед Универсиадой-2013. Тогда должны были изменить программное обеспечение, чтобы имеющиеся валидаторы смогли бы принимать этот способ оплаты. В итоге такая возможность в троллейбусах и трамваях города появилась в 2018 году, в автобусах – в 2019-м.

«Дорога ярости»: жалобы казанцев

В социальных сетях и Telegram-каналах пассажиры казанских автобусов пишут, что кондукторы отказываются принимать оплату за проезд по карте. Они якобы ссылаются на то, что аппарат для считывания не приспособлен для таких карт. Порой сотрудники транспортных предприятий соглашаются проверить утверждение, которое не находит подтверждения.

Автор записи в одном из Telegram-каналов, столкнувшаяся с таким случаем, предположила, что кондуктор не прошел инструктаж. Она выразила надежду, что за неподобающее поведение экипажа автобуса будет предусмотрена ответственность.

В начале июля этого года с пассажиров троллейбуса, оплативших проезд картой, списали более 270 рублей вместо установленных 27. Тогда замгендиректора ОАО «Транспортная карта» Рамиль Якупов извинился перед казанцами, пообещал устранить проблему и вернуть деньги в течение 6-10 дней.

Photo:inkazan.ru

Похожую ситуацию описали в другом Telegram-канале. Пассажир автобуса 35-го маршрута попытался расплатиться картой. Кондуктор предупредила, что новый валидатор может списать за проезд 270 рублей. Мужчина приложил к устройству дебетовую карту одного из татарстанских банков. Она может работать по принципу транспортной карты: в этом случае чек не выдается.

Эта система работает с 2016 года, однако кондуктор пассажиру не поверила и потребовала оплатить проезд наличными, которых у него с собой не было. Ситуацию спасли другие пассажиры, которые дали мужчине денег. Мужчина написал, что на глазах всего салона кондуктор выставила девушку, которая также пыталась заплатить картой.

В пресс-службе мэрии Казани Inkazan заявили, что билет на поездку в автобусах можно купить с помощью бесконтактных банковских карт и электронных устройств с технологией NFC. Причину, почему пассажиры не могут оплатить проезд таким способом, власти видят в самих гражданах.

Photo:inkazan.ru

«В комитет по транспорту Казани поступает большое количество обращений жителей о невозможности оплатить проезд банковской картой в некоторых автобусах. По результатам анализа данных обращений было выявлено, что основные причины несрабатывания банковской карты это: карта не бесконтактная, с нулевым ресурсом, находится в «черном списке» – задолженность за предыдущую поездку», – сказано в ответе.

В городской администрации заявили, что если валидатор не может принять оплату картой, но при этом выдает чек, то пассажир должен оплатить проезд наличными или транспортной картой. Если же устройство не принимает никакой вид оплаты, то люди едут бесплатно.

Впрочем, жалобы поступают не только от пользователей новой системы. Одна женщина написала в казанской группе «ВКонтакте», что при оплате транспортной картой у нее снимались совершенно разные суммы. Цифра доходила до 30, а порой и до 70 и даже до 100 рублей вместо установленных 25.

Photo:inkazan.ru

Первый заместитель директора ООО «Байлык №3», депутат Госсовета РТ Руслан Юсупов проблемы с оплатой картой он назвал «неоднозначной ситуацией».

«Где-то сбой дает система, где-то, может быть, и кондукторы пытаются, но я не думаю, потому что сейчас работу с кондукторами проводим очень большую, есть система штрафов. Я не могу на 100% сказать, что только сбой системы. Хотя в большей части система не дорабатывает», – сказал он.

Юсупов сравнил ввод этой системы с принятием в 2013 году закона о запрете курения в заведениях общественного питания. По его словам, это новшество не сразу же заработало - потребовалось несколько месяцев, чтобы отладить работу. «Я понимаю, что недовольство очень большое сейчас. И я отслеживаю в социальных сетях», – сказал депутат.

Деньги мимо кассы: «левые» билеты

Photo:inkazan.ru

Помимо проблем с оплатой проезда картой, казанцы заметили, что кондукторы идут на хитрости. У новых терминалов есть возможность повторной печати чека на тот случай если, например, билет повредится. Персонал использует дубляж билета под видом нового и отдает его, когда пассажир платит наличкой, пишут казанцы «ВКонтакте».

Одна сотрудница транспортного предприятия распечатала билеты на обычном листе А4 и раздавала их, выдавая за настоящие. Пассажирам это грозит неприятными последствиями: если на линии будет работать контроль и подделку билета заметят проверяющие, человека обяжут заплатить за проезд еще раз или попросят покинуть салон. Могут вызвать наряд полиции для составления административного протокола.

Помимо этого, наличие билета означает, что между пассажиром и перевозчиком заключен договор публичной оферты: жизнь и здоровье клиента автоматически страхуется. В случае аварии или ДТП клиент сможет получить компенсацию за ущерб здоровью от страховой компании. Без билета сделать это будет сложнее или вовсе невозможно.

Photo:inkazan.ru

Юсупов в разговоре с Inkazan заявил, что для решения ситуации с поддельными билетами у транспортных компаний есть система контроля и «тайные пассажиры».

Пользователи соцсетей посчитали, что в ситуации с «левыми» билетами деньги кондуктор кладет себе в карман, снижая выручку транспортных предприятий. В долгосрочной перспективе это приведет к новому росту цен на проезд из-за нехватки денег на оплату труда и содержание автопарка.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter