Posted 12 октября 2011,, 05:18

Published 12 октября 2011,, 05:18

Modified 11 сентября 2022,, 18:03

Updated 11 сентября 2022,, 18:03

Тонкая идея или гора мусора?

12 октября 2011, 05:18
Французский художник-деконструктивист Бертран План в эксклюзивном Inkazan.ru рассказал правду о путешествии в Россию.

Бертран План всемирно известный художник. Только вот картин он не пишет и вообще редко берет в руки кисть. Основу творчества Бертрана составляют собственные инсталляции.

Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Инсталляция

Проект BumpIt Tour 2011 — это перформанс-марафон длиной в 11 000 км, во время которого французский художник Бертран План должен проехать на автомобиле через 12 городов России, от Владивостока до Москвы. В каждом городе План создает уникальную инсталляцию из предметов и объектов, найденных тут же, на месте, таким образом, все 12 выставок отличаются друг от друга ровно настолько, насколько различны 12 российских городов. В своем проекте художник подчеркивает идею транзита, пробега, одновременно физического и ментального перемещения. Наиболее известными авторскими инсталляциями художника являются:

"Speaker Lamp" (говорящая лампа)

"Life Clock" (часы жизни), у которых один оборот стрелки равняется 80 годам

"BumpIt!", (объекты из сумок Louis Vuitton, которые Бертран лично отыскал на "Апрашке")

"Broom, balloon and helium" (швабра, шарик и гелий)

Для создания своей инсталляции Бертран План лишает объект внешних качеств, окрашивая его в белый цвет, а затем с помощью проектора восстанавливает его виртуально — таким образом, предметы ежедневной жизни трансформируются на наших глазах с помощью оптической иллюзии.

С первого взгляда кажется, что занятие, которое выбрал себе План, является юношеской забавой. Несколько раз на казанской инсталляции от зрителей можно было услышать фразу: «Я и сам так могу». В этом отчасти и заключается беда современного искусства — ценность конечного продукта художника подобного Бертрану Плану перестала быть пропорциональной усилиям, затраченным на его создание.

Чтобы более полно представить себе французского гостя мы перечитали его предыдущие интервью и приводим вам самые интересные цитаты:

— В школе нас учат, как жить в будущем, задаваться целями. Но никто не учит нас жить в настоящем.

— Эмоции — это лишь составляющая. Мои проекты основаны и на эмоции, и на идее. И их не разделить. Эмоции и идея — мы должны выдержать баланс — это как инь и ян, рациональность и нерациональность, наука и искусство.

— Моя тема — рациональность, научность, технологии, хай-тек. Я использую то, что есть под рукой у каждого, и каждый смог бы создать подобную модификацию. Не нужно иметь много денег, просто нужно представить другую реальность.

— Наша реальность должна существовать, но существует и множество других. Жизнь это игра – разве нет?

— Не стоит воспринимать все слишком серьезно. Мы свободны. И можем менять свое мнение каждую секунду кардинально.

— Я пытаюсь пройти сквозь барьеры сознания. Если изменять что-то у себя в голове, реальность вокруг тоже начнет меняться. В молодости я мечтал быть программистом, и в моей жизни, как в компьютере, все было в виде «0» и «1». Это было моим образом мышления. Но я повзрослел и понял, что мир не такой. В нем много таких пустот, в нем есть бесконечности… Мы не всегда можем это представить, но этого в нашем мире полно! Мне нравится говорить об этом. Мы живем и в мире пустоты и должны познать эту сторону.

— Самое главное в них для зрителя — живой опыт. Когда мы пересказываем его или показываем на фотографиях, люди могут его понять, но никогда не станут его участником. Люди должны тоже его пережить. Язык хорош, чтобы передать, к примеру, что ты голоден, но на более глубоком уровне его уже недостаточно. Я считаю, что искусство — в первую очередь, это опыт, который все могут получить.

Что же было в Казани?

Корреспондент Inkazan.ru поймал художника за 40 минут до начала выставки.

Inkazan.ru: Вы там в Европе наверное считаете нашу страну дикой? Сводки о терактах и катастрофах приходят от нас едва ли не чаще чем из Пакистана или с ближнего востока?

Бертран План: У меня есть два телохранителя (улыбается). А если без шуток, то я не самый характерный представитель европейской цивилизации, меня мало интересует политика и взаимоотношения государств. Я не был изначально настроен увидеть здесь что-то очень плохое, и я этого и не увидел. Напротив, я стремился в Россию, я хотел открыть для себя эту страну. Я чувствую себя близким по духу русской культуре. Я сам выступил с идеей этого проекта.

Inkazan.ru: Вы приехали показывать или наблюдать?

Бертран План: Не то и не другое. Тут речь не идет о поездке ради 12 инсталляций. Само путешествие стало перформансом. Все смешалось. Главное что я жду от поездки — это открытие. Открытие России и открытие себя России.

Inkazan.ru: Назовите одно слово, одно существительное, с которым вы ассоциируете нашу страну.

Бертран План: Волга!

Inkazan.ru: Река?

Бертран План: Нет, автомобиль, машина «Волга», я очень люблю классические автомобили. Я, если честно, хотел проделать свое путешествие из Владивостока в Москву через 12 городов именно на «Волге». Но, как мне объяснили, у меня могли возникнуть проблемы с ремонтом, и я предпочел более надежный в этом плане автомобиль «Рено». А вообще я очень плохо отношусь к очень дорогим современным машинам. Мне нравится все старое, имеющее историю.

Inkazan.ru: Вам нравились те люди, которых вы встречали по пути?

Бертран План: Несмотря на то, что у меня было мало времени на длительные знакомства, те люди, с которыми я пересекался, мне импонировали. Я могу отметить необычность ваших женщин, теоретически они мне нравятся (смеется). К сожалению, времени сосредоточится на этом вопросе у меня не было. Я вижу, что между вашими и нашими девушками есть большая разница. Разница и антропометрическая и стилистическая. На мой взгляд, все таки могу сказать, что они красивые. Заметна разница культур. Нет речи о том, что кто-то из нас более или менее культурен, просто мы разные, и это заметно, и это хорошо. Бросается в глаза привязанность вашего народа к семейным отношениям. Это то, чего в Европе уже почти и нет.

Inkazan.ru: Русский язык и в частности кириллица кажутся вам сложными и необычными? Есть мнение, что западные люди часто считают буквы нашего алфавита схожими с ненужными кнопками на калькуляторе, какими они выглядят для вас?

Бертран План: Язык мне интересен. Он не такой жесткий и резкий, как, например, немецкий. Ваш язык дается мне в изучении даже легче, чем английский. У меня много друзей, одинаково хорошо владеющих как русским, так и английским, поэтому слышу я его часто. В русском языке для меня есть интересная особенность — из-за ударения на каждое слово часто простые, легкие фразы звучат для меня как приказы. Это иногда шокирует. В первую очередь это касается области сервиса: продавцов, официантов и водителей. Я вроде бы знаю, что ничего страшного произойти не должно, но звучит это несколько резковато. Что касается письменного русского, то приятно видеть, что где-то на земле есть удивительные языки, отличные от английского. Вот только я боюсь, что ваш язык может скоро исчезнуть из-за глобализации. На улицах ваших городов все больше иностранных вывесок.

Inkazan.ru: Вы по духу антиглобалист?

Бертран План: Это сложный вопрос, я не могу на него ответить односложно. Я за различия людей, культур и эпох. Множество в чем-то несовершенных культур, как мне представляется, лучше одной общей, претендующей на совершенство.

Inkazan.ru: Как вы относитесь к тем людям, которые не считают ваши инсталляции искусством? Вы переубеждаете их или же считаете безнадежно отсталыми? Вообще, возможен ли между вами диалог?

Бертран План: Я не рассчитываю, что то, чем я занимаюсь, будет кому-то понято. Это не вопрос понимания, а вопрос чувствования. Я что-то ощущаю, потом у меня что-то получается — это уровень чувств. Я фонтанирую энергией, передаю определенные импульсы. Это не математика, тут нет формул и расчетов. Я не придерживаюсь каких-то правил. У меня нет аргументов для убеждения.

Inkazan.ru: Как ваши родители относятся к тому, чем вы занимаетесь. Не видели ли они для вас другой судьбы, к примеру, в медицине или юриспруденции?

Бертран План: Я рос не в семье хирурга или инженера. У меня нет семейной династии. Для моих родителей главным было, чтобы дети саморазвивались и сами могли делать выбор. И потом, чем хирург или адвокат лучше художника? Каждый, в конце концов, выбирает ремесло по себе. Что касается денег, моя профессия позволяет мне их зарабатывать.

[mceAuthor]Фотографии: www.bertrandplanes.com[/mceAuthor]

"