Posted 12 декабря 2014,, 15:48
Published 12 декабря 2014,, 15:48
Modified 11 сентября 2022,, 08:39
Updated 11 сентября 2022,, 08:39
Остановки общественного транспорта в той или иной форме в Казани появились около 100 лет назад, вместе с самим общественным транспортом. В первые десятилетия места для ожидания конок никак не выделялись на общем фоне, и лишь спустя десятилетия стали устанавливать навесы, скамейки, освещение, особые дорожные знаки, таблички с номерами маршрутов и даже билетные киоски.
Остановки советского периода условно можно разделить на два класса – типовые металлические, производимые в больших количествах авторемонтными предприятиями, и относительно легко транспортируемые, а также капитальные кирпичные. Часто остановка подчеркивала значимость того или иного места, являлась видовым архитектурным дополнением. В «той стране» насчитывались десятки тысяч остановочных павильонов, прославляющих тягу народа к космическим далям, спорту и защите родины.
Эпоха рыночных реформ изменила и облик остановок. Героев прошлых лет закрашивали краской или разрисовывали баллончиками.
Администрация Казани, в условиях недофинансирования, заключила с мелкими бизнесменами легендарное соглашение, в рамках которого коммерческие киоски могут находиться на остановках, при условии благоустройства прилегающей территории. Так, на долгие годы вперед, город получил какофонию стилей и видов остановок. Что только не применялось для отделки: дерево, металл, кирпич. Маленькие и большие, выполненные на скорую руку и душевные – полукоммерческие остановки оставили свой след в судьбах целого поколения казанцев. Сюда дети бегали за жвачками и «чупа-чупсами», здесь впервые появились сникерсы и газировка, отсюда родом штучные сигареты и петарды. До сих пор удивляет – как такой широкий ассортимент продукции вообще умещался в таких небольших «скорлупках»?
Сегодня в Казани насчитывается порядка 1 500 остановок общественного транспорта. Все бросающиеся в глаза павильоны (272 штуки) были обновлены к Универсиаде. Выглядят такие остановки достаточно современно, однако вопрос их удобства до сих пор вызывает споры – лавочка на три человека, обдув с двух из четырех сторон, небольшая общая вместительность…
Впрочем, единого «правильного» решения в отношении дизайна и устройства остановочных павильонов не существует. Звучат предложения устанавливать в них обогреватели и кондиционеры, станции для зарядки смартфонов и прочее дополнительное оборудование. Дальше разговоров и единичных проектов пока дело не заходит.
В ТОП, который составила редакция InKazan, вошли старые остановки советского и раннего российского периода. Есть в их облике что-то заманчивое и одновременно угнетающее. Страшно подумать, сколько людей со своими мыслями, желаниями, мечтами и проблемами, смотря на часы, ожидали здесь шанса переместиться сквозь пространство и время в венгерских Икарусах, башкирских троллейбусах или рижских трамваях.
Кстати, если кто-то не в курсе, типовая казанская остановка сейчас выглядит так: