Posted 12 декабря 2016,, 19:53

Published 12 декабря 2016,, 19:53

Modified 17 сентября 2022,, 15:16

Updated 17 сентября 2022,, 15:16

Развитие энергосистемы Дальнего Востока

12 декабря 2016, 19:53
ПАО «РусГидро» совместно с ДЗО и ВЗО в настоящее время реализует масштабный проект развития энергетики Дальнего Востока. О задачах, связанных с реализацией этого проекта, рассказывает Председатель Правления – Генеральный директор ПАО «РусГидро» Николай Шульгинов.

Николай Григорьевич, расскажите подробнее о целях и задачах, а также основных технико-экономических параметрах данного проекта?

– ПАО «РусГидро» на сегодняшний день реализует сразу четыре проекта строительства тепловых электростанций на Дальнем Востоке. Это 2 очередь Благовещенской ТЭЦ, Сахалинская ГРЭС-2, Якутская ГРЭС-2 и ТЭЦ в г. Советская Гавань. В качестве оператора выступает ПАО «РАО ЭС Востока» - наше дочернее общество, отвечающее за энергетику Дальнего Востока.

Основное оборудование второй очереди Благовещенской ТЭЦ работает с конца 2015 года. Сейчас на объекте завершаются работы второго этапа, ведется подготовка к подключению новой градирни. Новый пылеугольный котел и паровая турбина дают столице Приамурья 120 МВт электрической и 188 Гкал/ч тепловой энергии. Это очень важный ввод для города, развитие которого уже серьезно ограничивается острым дефицитом тепла. После ввода очереди Благовещенск получил серьезный толчок для возобновления жилищного, социального и промышленного строительства.

Севернее, в столице Республика Саха (Якутия), строится самый мощный из объектов программы – Якутская ГРЭС-2. Пробные пуски ее первой очереди, состоящей из четырех газотурбинных установок с водогрейными котлами-утилизаторами, будут проведены уже в нынешнем году. 193 МВт электроэнергии и 469 Гкал/ч тепла позволят Центральному энергорайону Якутии создать значительный резерв для частичного вывода из эксплуатации устаревшей ГРЭС, заместить часть неэффективных и неэкологичных квартальных котельных и повысить системную устойчивость энергорайона, где -50 градусов зимой – не редкость.

На замену устаревшей Майской ГРЭС строится ТЭЦ в г. Советская Гавань Хабаровского края. Именно она даст необходимую мощность для развития транспортно-логистического кластера в соседнем Ванино, а в перспективе может помочь и в электрификации Байкало-Амурской магистрали, которая как раз заканчивается в Совгавани. Станция будет работать на угле и будет вырабатывать 120 МВт электрической и 200 Гкал/ч тепловой мощности. Кстати, эффект от этого почувствуют и рядовые жители города – с вводом станции централизованное горячее водоснабжение будет радовать их не только в отопительный сезон, а в круглогодичном режиме.

На другом берегу Татарского пролива строится Сахалинская ГРЭС-2. Топливом для нее станут местные угли, а продуктом – 120 МВт электрической энергии. Станция даст толчок развитию для западной части острова, обеспечит необходимый для островного региона резерв мощности и позволит заместить устаревшие мощности. Строительство этой станции, как и Совгаванской ТЭЦ, планируется завершить в 2017 году.

Еще один важный проект – ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке – реализует ПАО «РАО ЭС Востока» своими силами, а также с привлечением заемных средств. Мощность новой теплоэлектроцентрали составит 139,5 МВт электрической энергии и 421 Гкал/ч тепловой энергии в горячей воде и 11 Гкал/ч в паре. Топливом станет природный газ. Необходимость строительства новой ТЭЦ вызвана, в первую очередь, прогнозируемым дефицитом теплоснабжения Владивостока в связи с постройкой новых жилых районов, таких, как уже существующие «Снеговая Падь» и «Патрокл», а также проектируемых. Ввод в эксплуатацию ТЭЦ «Восточная» уже в этом году позволит обеспечить около 20% потребности города в электроэнергии.

  1. Какие новейшие решения (в том числе и с точки зрения создания схем выдачи мощности станций) были применены при проектировании объектов, входящих в Проект?

Каждый из пяти строящихся объектов станет высокотехнологичным, полностью автоматизированным производством. Станции будут оборудованы программно-аппаратными комплексами, которые позволят управлять технологическими процессами в реальном времени. Автоматика самостоятельно будет настраивать параметры работы агрегатов в соответствии с мощностью, которая требуется от них в данный момент. Такие системы будут выбирать необходимую последовательность действий в зависимости от условий при запуске турбины, ее останове и других маневрах, что обеспечит стабильность агрегатов в меняющихся условиях. Это, разумеется, намного более безопасно, чем настройка параметров вручную.

Несмотря на то, что три из пяти объектов будут работать на угле, каждая станция будет соответствовать самым строгим экологическим требованиям. Электрофильтры в дымовых трубах будут улавливать до 98,6% частиц золы, а более тяжелые отходы – шлак – будут по пневмопроводу попадать в канал гидро-золоудаления и перекачиваться в золоотвал для складирования. Такая система называется пневмогидравлической. Кстати, в перспективе эти отходы можно будет применять в строительстве.

  1. Помимо технических решений на реализацию проектов серьезным образом оказывают влияние условия строительства (климатические, геологические, экологические). Расскажите об особенностях Проекта с этой точки зрения? Какие решения были найдены?

Каждый из проектов в силу географии, климата, сейсмики по-своему уникален. К примеру, вторую очередь Благовещенской ТЭЦ пришлось встраивать в контур действующей станции без остановки основного производства – ведь это основной теплоисточник для города. Это очень сложно технологически, сродни операции на открытом сердце, но мы справились с задачей. Другую стройку – Сахалинскую ГРЭС-2 – мы ведем из расчета на то, что станция должна выдержать девятибалльное землетрясение.

Но, наверное, самый необычный проект - Якутская ГРЭС-2: она строится на вечной мерзлоте, поэтому здесь пришлось организовывать свайное поле. Всего в грунт было забито более 10000 массивный свай. Интересная компоновка была выбрана для сооружений станции – главный корпус располагается на горе Чочур-Муран, а вспомогательный – у ее подножья, два здания будут соединены эстакадой технологических трубопроводов. Впрочем, холод – не только препятствие, но и помощник: газотурбинные установки сконструированы таким образом, что в условиях экстремально низких температур их эффективность резко возрастает.

  1. Основное энергетическое оборудование для строительства тепло-электростанций в ряде проектов запроектировано и заказано иностранного производства. Понятно, что решения эти были приняты до изменения политической и экономической ситуации. Отразились ли эти изменения на поставках, экономических параметрах проекта? Прогнозируются ли сложности с последующим обслуживанием? Или все по-прежнему? Произошла ли переориентация на отечественного производителя или производителя из других стран?

Некоторые риски в определенный момент действительно возникли – ведь для Якутской ГРЭС-2 и ТЭЦ «Восточная» в качестве основного оборудования были выбраны газотурбинные установки производства General Electric. Но ПАО «РусГидро» не относится к санкционным компаниям, а электроэнергетика – к отраслям, где действуют секторальные санкции. Так или иначе, к тому моменту, как международная конъюнктура поменялась, оборудование для ТЭЦ «Восточная» было доставлено на площадку в полном объеме. Для Якутской ГРЭС-2 проблем также не возникло, но ПАО «РАО ЭС Востока» всё же решило подстраховаться, изменило логистику, что позволило получить установки на площадку на несколько месяцев раньше, чем планировалось. Что же касается стоимостных параметров проектов, то они были жестко зафиксированы в рублях, и каких-то дополнительных проблем из-за курсовой разницы у нас не возникло.

  1. Задействованы ли в проекте развития энергосистемы Дальнего Востока объекты малой энергетики, в том числе на ВИЭ? Каким образом?

У ПАО «РАО ЭС Востока», выступающего в качестве консолидированного оператора по ВИЭ в регионе, есть целая программа по внедрению возобновляемых источников энергии на изолированных территориях Дальнего Востока. Она предполагает строительство 178 объектов ВИЭ суммарной мощностью 146 МВт. Логика здесь простая – в регионе работают сотни мелких дизельных электростанций, топливо для которых, само по себе недешевое, в процессе Северного завоза, и вовсе становится «золотым». Как результат – себестоимость одного киловатт-часа в особо отдаленных поселках может доходить до ста рублей. В этих условиях любая возможность снизить долю традиционной выработки ценна, а проекты ВИЭ окупаются в приемлемые сроки.

В настоящий момент РАО ЭС Востока успешно эксплуатируют ветродизельные комплексы в поселках Никольское (Камчатский край) и Новиково (Сахалинская область), а также ветроэнергетические установки в поселке Усть-Камчатск (Камчатский край) и в городе Лабытнанги (ЯНАО). Также внедряются проекты солнечной энергетики в Республике Саха (Якутия). В изолированных населенных пунктах региона компании РАО ЭС Востока построили 14 солнечных электростанций, включая крупнейшую солнечную станцию за полярным кругом в поселке Батагай мощностью 1 МВт.

  1. Отдельные регионы Дальнего Востока до сих пор не имеют прочной связи с основной энергосистемой России. Каким образом реализация проекта развития энергетики Дальнего Востока будет способствовать объединению (усилению связей) этих территорий с ЕЭС?

В силу того, что для Дальнего Востока характерна значительная территориальная разобщенность, простое соединение ради самого соединения отдельных регионов проводами не дает какого-то решающего системного эффекта. Значительно важнее и интереснее порой наращивать связи между изолированными энергорайонами внутри ДФО. В некоторых изолированных узлах имеет место значительный резерв мощности, который можно высвободить за счет создания межсистемных связей.

Так, например, в настоящий момент реализуется проект по соединению Западного энергорайона Республики Саха (Якутия), где мощные Вилюйские ГЭС вырабатывают избыток энергии, с Южным, являющимся частью Объединенной энергосистемы Востока. Это позволит дозагрузить вилюйские станции, обеспечив выдачу мощности потребителям юга Якутии. В перспективе Запад Якутии могут соединить и с энергодефицитными районами Иркутской области.

  1. Как в целом реализация Проекта отразится на экономике и развитии регионов Дальнего Востока? Что будет с ценами на электроэнергию? Какие крупные предприятия (отрасли) получат необходимый импульс развития?

Пять строек, которые Группа РусГидро сегодня ведет в тепловой генерации Дальнего Востока – это не столько задел на будущее, сколько «скорая помощь» для энергосистем, которая нужна уже сейчас. В четырех из пяти случаев мощности строятся в замещение отработавшего свой парковый ресурс оборудования местных станций. Только в случае со второй очередью Благовещенской ТЭЦ новые агрегаты позволят городу интенсифицировать строительство. Но мы предвидим, что и этот запас мощностей также будет быстро задействован. Чтобы дать по-настоящему серьезный импульс развитию ДФО, нам предстоит сделать гораздо больше.

"