Posted 13 января 2017,, 11:42

Published 13 января 2017,, 11:42

Modified 11 сентября 2022,, 08:37

Updated 11 сентября 2022,, 08:37

СМИ некорректно трактовали поручение об изъятии детей за долги по ЖКУ — Тыгин

13 января 2017, 11:42
В Зеленодольске из семей за долги по оплате ЖКУ будут изымать несовершеннолетних детей. Такое поручение дал глава Зеленодольского района Александр Тыгин, сообщили казанские СМИ. Тыгин сказал Inkazan, что об изъятии без решения органов опеки и суда речи не идет.

Александр Тыгин. Фото: realnoevremya.ru

В опубликованном СМИ протокольном поручении за подписью Тыгина от 12 декабря 2016 года сказано, что несовершеннолетних детей, проживающих в помещениях, по которым имеется задолженность, будут изымать органы опеки. «Организовать работу отдела опеки и попечительства исполкома Зеленодольского муниципального района по изъятию несовершеннолетних детей, проживающих в жилых помещениях с задолженностью за энергоносители», — распространила «Вечерняя Казань» текст документа.

В 2016 году из таких семей было изъято 11 детей на сроки до трех месяцев. Всего на учете в Зеленодольском исполкоме состоит около 100 семей-неплательщиков за ЖКУ, в которых есть задолженность, написало издание.

Новость об изъятии детей немедленно вызвала резонанс. По поручению и.о. прокурора РТ Артема Николаева информацию, появившуюся в СМИ, накануне начала проверять прокуратура. По итогам проверки она даст оценку действиям зеленодольских властей, сообщил старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев. При наличии нарушений в отношении чиновников будут приняты меры прокурорского реагирования, сказал он.

Детский омбудсмен РТ Гузель Удачина заявила, что изъятие детей по причине долгов ЖКУ незаконно. «Государство вправе забирать детей только в том случае, если в семье существует угроза их жизни и здоровью. Можно ли считать отключение газа или света прямой угрозой — спорный вопрос. Если жилье остается без тепла в морозы, то угроза, конечно, есть: ребенок может замерзнуть, заболеть или того хуже. Но проблему местные власти могут решить, не прибегая к крайним мерам», — сказала Удачина «Вечерней Казани».

По словам директора юридической конторы «Мандельштам» Константина Кожевникова, об изъятии ребенка из семьи без решения суда не может быть и речи. Работу по выявлению неблагополучных семей регулярно ведут органы опеки и попечительства, которые и могут обратиться в суд с заявлением о лишении родительских прав. Но это — крайняя мера, для которой требуются очень веские основания, объясняет Кожевников.

Тыгин подтвердил Inkazan наличие поручения, но заявил, что СМИ трактовали его некорректно: «Вы сами-то сами как думаете, насколько это адекватная оценка? Или нас подозреваете в неадекватности?»

По его словам, в данном случае речь идет о семьях в социально-опасном положении — «например, соседи сообщают, или участковый милиционер, что [родители] часто пьют, ребенка не кормят». Таких случаев много: за прошлый год в районе было 11 семей, где имелась угроза жизни детей, подтвердил Тыгин.

После лениногорских событий следует усиливать контроль даже за семьями, где нет явных рисков, говорит чиновник: «Везде, где по коммунальным ресурсам есть ограничения, органы опеки должны оценить ситуацию — нет ли там угрозы жизни. Если она есть — принимать меры, установленные законом». Так или иначе, об изъятии детей без решения профильных органов и суда речи не идет, успокаивает Тыгин.

В Лениногорском районе Татарстана 9 января 2016 года сгорела многодетная семья. Погибли 27-летняя женщина и пятеро ее детей. Впоследствии выяснилось, что семья бедствовала. С августа 2013 года в доме не было газа.

Ежеквартально субъекты РФ, исходя из потребительской корзины, утверждают минимальный размер средств, необходимых, чтобы обеспечить базовые потребности ребенка. Когда родитель или опекун в течение долгого времени не оплачивает ЖКУ, жилое помещение, где содержится ребенок, утрачивает признаки жилого, и власти могут трактовать это как неспособность обеспечить потребности, говорит Кожевников.

Но государство подходит к решению проблемы не с того угла, считает собеседник. «Изъятие ребенка — фраза, которая не имеет права на существование в нормальном обществе. Происходящее в последнее время напоминает охоту на ведьм: сперва инициатива лишать единственного жилья, теперь — изъятие детей», — перечисляет он.

Концептуально это следует понимать так: государство, будучи не способным поддерживать достойный уровень жизни, пытается выставить должников в самом ужасном свете, но долги могут образоваться по разным причинам, отмечает юрист.

"