Posted 13 января 2020,, 07:04

Published 13 января 2020,, 07:04

Modified 17 сентября 2022,, 16:41

Updated 17 сентября 2022,, 16:41

Сколько зарабатывает на штрафах заставленный дорожными камерами Татарстан?

Сколько зарабатывает на штрафах заставленный дорожными камерами Татарстан?

13 января 2020, 07:04
Фото: 1Mi
Более 10 лет назад в РФ начали внедрять систему автофиксации нарушений правил дорожного движения. Татарстан отличился тем, что стал регионом-лидером по количеству камер. В их установке участвует не только республика, но и частники. В то же время информация о том, сколько они получают за услуги, не совсем открытая.

Летом 2019 года Госавтоинспекция нанесла на карту 3 976 мест в Татарстане, где стоят технические средства фото- и видеофиксации. Сюда вошли передвижная, мобильная аппаратура.

По сравнению с другими регионами количество дорожных камер, «скворечников», треног в Татарстане таково, что создается ощущение, что он напичкан ими. В этом году, по подсчетам журнала «Автоброкер», республика стала лидером по числу камер ГИБДД — даже в Москве их на тысячу меньше.

Кроме того, по данным на 2017 год, Татарстан — самый «штрафоопасный» регион России. В исследовании портала «Штрафы ГИБДД» говорится, что на одного жителя республики в среднем приходится 1,45 штрафа. И вновь Татарстан обогнал Москву, где показатель составил 1,21.

В наиболее «штрафобезопасных» регионах на одного жителя и вовсе приходится 0,12 штрафа, как например на Чукотке. То есть при условии, что у водителей одинаковая манера вождения, автомобилист в Чукотском АО получит 1 штраф, а в Татарстане — 12.

Содержать такое оборудование накладно для бюджетов регионов. К примеру, самый распространенный фоторадар «Крис-П» вместе с мобильным постом и блоком передачи данных обойдется в 700 тысяч рублей. За более современные устройства «Кордон» придется выложить до 2 млн рублей. Чтобы аппаратура окупилась, требуются не месяцы, а годы.

Поэтому некоторые мобильные средства фиксации, или треноги, отдают на аутсорсинг. То есть их устанавливают и обслуживают частные компании, заключившие с регионом контракт. Взамен они получают фиксированную плату с каждого штрафа, которая варьируется в зависимости от субъекта. Информацию о том, какую часть получают частники в Татарстане, найти не удалось. ГИБДД РТ и ГБУ «Безопасность дорожного движения» на запросы Inkazan на момент публикации не ответили.

Татарстан отличился еще и тем, что первым в России начал внедрять систему «Автодория», определяющую среднюю скорость движения на том или ином участке. Обычные камеры замеряют мгновенную скорость. А комплексы «Автодория» включают в себя две камеры, например, на въезде и выезде из населенного пункта. Они автоматически рассчитывают среднюю скорость на отрезке дороги, и если она превышена — то это нарушение.

Систему внедряет компания, связанная с семьей бывшего главы минкомсвязи РФ, выходца из Татарстана Николая Никифорова. В августе организация «Автодория» выиграла тендер от ГБУ «Безопасность дорожного движения», которую возглавляет

старший брат главы РТ Рифкат Минниханов, за 83 млн рублей ей предстоит установить 73 новых комплекса видеонаблюдения.

Комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД изначально должны были устанавливать на участках, где часто происходят аварии. Сотрудники региональных центров автоматической фиксации административных правонарушений должны проверять, правильно ли выписан штраф. На зачастую случаются казусы. Так, например, в Татарстане оштрафовали владельца автомобиля, который везли на эвакуаторе.

Кроме случайных ошибок, есть и другой фактор. По факту камеры стали способом заработка: чтобы подловить водителей, треноги начали «прятать» за перегибами дорог, в поворотах, за столбами.

Ситуация накалилась до того, что в нее вмешался президент РФ Владимир Путин.

«Не нужно эти камеры, особенно на опасных участках, специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий — вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф», — заявил он в июне 2019 года после заседания Госсовета РФ.

Президент потребовал до 1 февраля 2020 года придумать, как информировать автолюбителей о расположении комплексов. Кроме того, провинившихся водителей должны были перестать штрафовать, если они попали в кадр неправильно установленной камеры.

После этого ГИБДД рассекретила местонахождение камер и дала регионам рекомендации, когда не стоит штрафовать водителей, запечатленных на камерах фиксирования нарушений. Кроме того, в местах с фиксаторами нарушений должны стоять предупреждающие знаки.

По итогам 2018 года 16 российских регионов заработали на штрафах за нарушение ПДД более миллиарда рублей, подсчитали аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Татарстан, по их оценке, получил около 3 млрд рублей. Какова сумма, которую получили именно с нарушителей, запечатленных на камеры, неизвестно.

3 млрд рублей — сумма немаленькая, регионы и частники не хотят лишаться такого дохода. Проблема в том, что система фото-, видеофиксации начала восприниматься именно так — как способ заработка, а не как инструмент для уменьшения количества аварий и травм.

На проблему коммерциализации частных камер обратили внимание на федеральном уровне. В феврале 2019 года вице-премьер Максим Акимов пообещал разобраться с ситуацией, пересмотрев принципы государственно-частного партнерства. Он заявил, что «ветер изменится, станет более колючим в отношении этих проектов». Однако спустя несколько месяцев ничего не изменилось.

Осенью этого года в Госдуме задумались над отменой штрафов за превышение средней скорости. В Татарстане, где активнее всего применяется эта система, выступили против. ГБУ «Безопасность дорожного движения» привело статистику, доказывая, что система автоматической фиксации помогла снизить количество погибших на дорогах в республике с 880 человек в 2004 году до 379 в 2018 году.

Но 11 декабря Верховный суд впервые встал на сторону автомобилиста, которого наказали за превышение средней скорости. Из-за штрафа в 500 рублей водитель судился около года — из принципа.

Но противостояние сторонников и противников штрафов за превышение средней скорости на этом не завершено. Поскольку один и тот же судья вынес по одинаковым ситуациям разные решения — в 2014 и в 2019 годах.

"