«Не все проблемы зациклены на законах»: депутат Госдумы об образовании в Татарстане

«Не все проблемы зациклены на законах»: депутат Госдумы об образовании в Татарстане
«Не все проблемы зациклены на законах»: депутат Госдумы об образовании в Татарстане
13 июля, 13:20ОбществоФото: Скриншот трансляции
Российское образование — хуже советского? Избавятся ли учителя от груза отчетности, а ученики — от обилия проверочных работ? Кто в итоге должен отвечать за безопасность в школах? На эти и другие вопросы в ходе прямого эфира в соцсетях ответил депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов.

По словам Гильмутдинова, качество российского образования, по сравнению с советским периодом, ухудшилось. Депутат связал это с оттоком педагогов из школ, который начался в 90-е, в то время как выпускники профильных вузов не хотели работать в образовательных учреждениях. Народный избранник сообщил, что школа потеряла свою воспитательную функцию, на замену ей ничего не пришло.

При этом Гильмутдинов признал, что возрождать движение Октябрят государство не будет. По его словам, споры вызывает и формат проведения Единого государственного экзамена. Депутат сообщил, что в этих условиях возрос интерес родителей к образовательному процессу — они стараются участвовать как в обсуждении образовательных программ, так и в жизни школы.

«Сказать, что сейчас плохо, тогда было хорошо, как учитель того периода, человек, который тогда работал, мог бы. Но это не очень правильно. Мир идет вперед, появляются новые предметы, технологии, методики. Но то, что было в советское время, нельзя забывать. Может быть, в виде трансформации нужно обязательно учитывать»,сказал Гильмутдинов.

Он заметил, что система образования очень консервативна, поэтому внедрить в нее новые подходы непросто. В то же время нужно привлекать в школы педагогические кадры, в том числе повышением стипендий студентам профильных вузов и зарплат преподавателей. Отдельно, по его словам, необходимо заняться привлечением кадров в сельские школы.

Гильмутдинов напомнил, что рост зарплат сотрудников образовательных учреждений находится в ведении региональных властей. Они должны обеспечить достойную оплату труда, закладывая соответствующие суммы в бюджет. Гильмутдинов призвал представителей региональной власти активнее поднимать этот вопрос при распределении денег.

Ильдар Гильмутдинов
Фото:Скриншот трансляции

Депутат считает, что 70% зарплаты учителей должны быть базовой постоянной, еще 30% — приходиться на региональные надбавки, в том числе доплаты за стаж. Гильмутдинов отметил, что этим вопросом занимается рабочая группа в Госдуме. Народный избранник добавил, что за повышением зарплаты преподавателей потянется рост оплаты труда других сотрудников школ.

При этом депутат отметил, что государство начало выделять значительное финансирование на создание дополнительных мест в детских садах и школах, а также на модернизацию инфраструктуры для обучения. Гильмутдинов признал, что этот процесс не всегда успевает за потребностями населения. Однако, по его словам, депутаты понимают, что «надо успевать» и увеличивать объем финансирования.

«Не все проблемы образования зациклены на каких-то законах. Сам по себе закон прописан, правила игры есть. Вопрос: как их правильно применить, как их правильно реализовать? Вопрос к самой системе образования — министерствам, ведомствам, то есть организаторам системы образования», заявил Гильмутдинов, отвечая на вопрос, какие еще законы нужно принять для этой сферы.

Депутат отметил, что задача системы образования — мотивировать учеников изучать предметы, а не заставлять их зубрить. При этом он сообщил, что сегодня школы зачастую не пользуются своим правом самостоятельно формировать учебные программы, несмотря на то, что это могло бы облегчить учебный процесс, потому что сегодня дети чрезвычайно загружены.

По словам депутата, эта ситуация характерна не только для учащихся — преподаватели перегружены избыточной отчетностью. Он призвал «не трогать учителя», потому что он должен заниматься обучением детей, а не другими проблемами. В дополнение к официальной отчетности Гильмутдинов выделил проблему обилие проверочных работ, ставших стрессом для преподавателей и детей.

«Надо прекратить это безобразие. Росборнадзору мы такую задачу уже поставили. Они в курсе. Если нужны какие-то законы — мы готовы. Но пока пусть разбираются, что нужно для того, чтобы этот вал ненужный абсолютно убрать»,заявил депутат, добавив, что нужно подумать и над сокращением объема домашней нагрузки детей.

Отдельно Гильмутдинов прокомментировал вопрос изучения родных языков. По его словам, многие считают, что этот предмет стал необязательным, а значит, его можно исключить из учебного процесса. Однако это не так: он должен присутствовать в образовательной программе. В то же время школы сами решают, сколько часов в неделю уделить на изучение этого предмета.

Депутат напомнил, что родители не могут отказаться от изучения их детьми этого предмета, но могут выбрать, какой именно язык они будут учить. При этом он заявил, что учить русскоязычных детей татарскому в обязательном порядке, как и наоборот, — ошибка. По мнению депутата, школьная программа должна соответствовать потребностям учеников.

Фото:Inkazan

При этом необходимо подготовить учебники и контрольно-измерительные материалы для обучения и сдачи экзаменов на родных языках — татарском, марийском, чувашском и других. Гильмутдинов заявил, что их отсутствие на данный момент — это недоработка и депутатов, и руководителей в сфере образования. Школы в нехватке таких материалов не виноваты, отметил Гильмутдинов.

Народный избранник прокомментировал и вопрос безопасности образовательных учреждений. Сегодня, согласно законодательству, за нее отвечает директор школы, который действует в зависимости от имеющихся возможностей. Гильмутдинов предлагает возложить ответственность на муниципалитеты — он сообщил, что направил соответствующий законопроект в правительство уже в третий раз.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter