Posted 13 октября 2021,, 10:59

Published 13 октября 2021,, 10:59

Modified 18 сентября 2022,, 14:16

Updated 18 сентября 2022,, 14:16

Чистый бизнес: как «отмывают» деньги в России

13 октября 2021, 10:59
Чистящие и моющие средства стали неотъемлемым атрибутом в каждом доме. Только за прошлый год в России произвели больше 4 тонн химии. Рынок рос даже в коронавирусный год. Что мешает отрасли заработать в полную силу, разобрался «Бизнес.Вектор».

Сегодня потребителям не нужно покупать различные товары: достаточно выбрать один, который справится со всеми проблемами. Однако, по мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты России Максима Фатеева, фразы на упаковках бытовой химии вроде «экологичный товар», «экопродукт» — это не более, чем маркетинговый ход.

Объем рынка бытовой химии составляет около 300 млрд рублей. 23,8% приходятся на чистящие средства, еще 23% — средства для стирки, 21,3% — для мытья посуды, все остальные категории составляют 31,9%.

В Татарстане одним из крупнейших производителей бытовой химии является ГК «Нэфис». Несмотря на тяжелый коронавирусный год, за первую половину 2020 года суммарная выручка предприятия выросла на 58% по сравнению с показателями аналогичного периода 2019 года и составила 30,6 млрд рублей. Само производство увеличилось на 41%. Наибольший рост показали гели для стирки — 55%.

Эксперты отмечают, что половина всех продаж бытовой химии приходится на 4 российских компании, одной из них является подмосковная Reckitt Benckiser. По словам ее директора по корпоративным коммуникациям в России и СНГ Игоря Наймушина, лучше всего в этом году росли моющие средства. Показатель увеличился на 27,5%. В компании отмечают, что большая часть ингредиентов производится за рубежом, но в лабораториях завода сейчас пытаются включать в состав больше российского сырья.

Фатеев отметил, что за последние два года многие программы поддержки бизнеса коснулись химической промышленности, в целом в стране неплохие условия для инвестиционной активности этой отрасли. «Но, конечно же, надо заниматься вопросом и налогового бремени и вопросами, связанными с локализацией производства», — считает он.

Другим положительным примером химического бизнеса можно считать Петербургскую компанию «ЕвроТек», которую в 2012 году основал Дмитрий Никитин. Предприниматель вложил в нее более 10 млн рублей, но первые 6 лет она не приносила прибыли. Сейчас, по его словам, рынок сложный и конкурентный, но свободные места еще есть. Главной «фишкой» компании является соль для посудомоек, только за 2020 год было реализовано 10 млн пачек.

Сырье для пачки такой соли стоит 20 рублей, 8 рублей уходит на упаковку, еще 8 на расходы завода, 1,5 рубля — зарплаты, 2,5 рубля — налоги. Также предпринимателям приходится тратиться на транспорт. В среднем это 5 рублей. На прибыль остается 6 рублей. С завода соль уходит по 51 рублю, а в магазинах цены доходят до 80, в зависимости от накрутки сетей.

В Кирове производится экологическая бытовая химия. Здесь способ реализации слегка иной. Большая часть товара продается через интернет. Компания Pure Water появилась на рынке 12 лет назад, когда конкурентов еще не было. Сегодня ее обороты составляют 240 млн рублей, но в чистой прибыли остается 57 млн. Эксперты признают, что качество химии полностью зависит от научных разработок, хотя большая часть компонентов до сих пор поступает из-за рубежа.

Вклад всей парфюмерно-косметической промышленности в ВВП страны составляет всего 3%. Но в Торгово-промышленной палате уверены, что отрасль способна на большее.

Фатеев рассказал, что в России за последние годы появилось много своих брендов, которые производятся на нашей территории. По его мнению, это выгодно для тех, кто хочет выйти на рынок ЕвраАзЭС.

«Все те, производства, которые расположены на территории России — они, как раз, рассчитаны именно не только на российский рынок, но они распространяют свое влияние на рынки и Киргизии и Белоруссии и Казахстана, и других стран, входящих в Евразийское экономическое содружество», — заявил он.

Однако игроки рынка видят и недостатки в отрасли: в стране до сих пор не принят единый технический регламент, хотя его обсуждение идет уже 10 лет.

"