«Немыслимые деньги» и превращение в раритет: год вещания «Шаян ТВ»

«Немыслимые деньги» и превращение в раритет: год вещания «Шаян ТВ»

13 ноября 2019, 19:40ОбществоPhoto: Бизнес Online
С начала полноформатного вещания детского телеканала на татарском языке «Шаян ТВ» прошел год. У него нет узнаваемого медийного лица, своего мультипликационного контента и большого рекламного бюджета. Выделенные на запуск деньги освоены, а руководство канала жалуется на их нехватку. Год «Шаян ТВ» - в материале Inkazan.

О создании татарского детского телеканала заговорили в конце 2016 года. Первый проект — ориентированный на интернет-платформы «УЕН ТВ», созданный директором Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонидом Толчинским, не был одобрен главой РТ Рустамом Миннихановым. Год спустя гендиректор «ТНВ» Ильшат Аминов представил концепцию «Шаян ТВ», который отказался от развития в интернете, сделав акцент на кабельном телевидении.

В тестовом режиме канал запустили в феврале прошлого года, вещание в полноценном режиме должно было начаться в середине октября, но этого не произошло из-за проблем с получением лицензии. 12 ноября 2018 года, получив ее на десять лет, начал вещание «Шаян ТВ». Детское телевидение появилось в Татарстане на 25 лет позже, чем в соседней Башкирии, работающий на русском и башкирском языках.

Ильшат Аминов
Photo:Inkazan

В начале прошлого года руководитель ГУП ТРК «Башкортостан» Рустам Зарафутдинов заявил Inkazan, что детское региональное телевидение - это история не про бизнес и заработок. В соседнем регионе канал работает на деньги из бюджета, вливания местной телерадиокомпании и гранты. Ни размер финансирования «Шаян ТВ», ни его источник неясен. Аминов заявлял, что на запуск потратили «больше 100, но намного меньше 300 миллионов рублей». Звучала и цифра в 162 млн рублей.

«Дайте десятую часть аминовских денег татарским пиратам, и они спасут татар», - писал Telegram-канал «Неудаща» с пометкой #нампишут. Telegram-каналы сообщали, что Аминов, фактически, презентовал программы, идущие на «ТНВ». А контент отстает от российского телевидения на 15-20 лет. Представитель казанской медиа-студии «Тасма» Анвар Озаров говорил Inkazan, что над каналом работает команда «ТНВ» и некие иные структуры.

Большая часть средств, выделенных на запуск, пошла на закупку современной техники, а не создание собственного контента. Сейчас основные проекты собственного производства – передачи с собственными актерами. Большинство из них сделаны под копирку, например, с программы «Галилео», «Спокойной ночи, малыши». А собственный день рождения канал отпраздновал финалом музыкального конкурса «Сэйлэн» - татарского аналога шоу «Голос.Дети».

Photo:Шаян ТВ

До запуска канала татарский общественный деятель и писатель Фаузия Байрамова заявляла, что отсутствие мультфильмов на национальном языке – «самое больное место». Она считала, что создание «Шаян ТВ» мобилизует детских писателей и режиссеров, которые могли бы создать контент на основе татарских сказок и мифов, сделав их популярными среди детей. Аминов не раз заявлял, что передачи собственного производства стоят дорого.

Большинство мультфильмов на «Шаян ТВ» - переведенные на татарский язык зарубежные или отечественные проекты. Спустя год после запуска канала Байрамова заявила о необходимости разнообразить его репертуар. «Что касается содержания, очень много придется работать. Очень мало исторических передач для детей. И для детей же можно исторические передачи сделать, не только песни и танцы», — сказала она.

Аминов заявил Inkazan, что за год стало ясно: делать свои мультики - дорого, хотя желающие работать над этим есть. Он считает, что это на руку «Шаян ТВ», потому что канал «не может производить все сам». Аминов хотел бы, чтобы вокруг «Шаян ТВ» вырос кластер телевизионных компаний-производителей контента. «Но им надо платить. Не так просто поменять к этому отношение, но придется, и нужно будет менять, потому что мы должны создавать эту потребность, а потом появится предложение», - сказал он.

Фаузия Байрамова
Photo:Бизнес Online

Экс-депутат Госсовета РТ и общественный деятель Разиль Валеев поддержал перевод закупаемых мультфильмов. По его мнению, местные специалисты только начинают осваивать искусство мультипликации. Он признал, что для развития этой отрасли в Татарстане нужны «дополнительные финансовые затраты». Впрочем, в ноябре прошлого года Аминов обещал изыскать средства, чтобы заплатить местным студиям за интересный контент на татарском языке.

Судьба этого обещания неясна. Средства на производство своего контента можно было бы получить с рекламной деятельности. Начать ее обещал сам Аминов. Зарафутдинов заявлял, что реклама в программах для детей и подростков работает очень эффективно, и этим пользуются на федеральных, но не региональных каналах. Вкладка о рекламе на сайте «Шаян ТВ» до сих пор останется «на этапе заполнения», а в документе с прайс-листом указан лишь номер телефона коммерческого отдела.

Аминов рассказал Inkazan, что реклама на канале есть, но ограничена законодательством. По его мнению, «в идеале было бы создавать такой продукт, который потом можно было продать». Но здесь тоже есть сложности, считает он, потому что передачи «Шаян ТВ» делаются на татарском языке. «Тем не менее, такие задачи перед коллективом все равно стоят, чтобы делать продукт, который можно было бы перевести, а потом продавать. Это в идеале», — добавил Аминов.

Рустам Зарафутдинов
Photo:Mkset

Помимо национального уклона, на развитие рекламы влияет размер аудитории телеканала. Крупнейший по охвату детский телеканал России «Карусель» собирает у телевизора 60 млн человек. По данным «ТНВ», охват «Шаян ТВ» — более 30 млн зрителей. Всего в Татарстане проживает 3,8 млн человек, численность татар всех возрастов в России – 5,8 млн. При том, что, например, в апреле сайт канала посетили 65 тысяч уникальных пользователей, 72% из которых - из Татарстана.

После официального запуска канала Минниханов пообещал помочь обеспечить доступ к каналу не только в Татарстане, но и во всей России и в мире. Он поручил Казанскому Кремлю оказывать помощь каналу, чтобы он был жизнеспособен, работал, развивался, в том числе – финансовую. По словам Аминова, за прошедший год каналу удалось выйти в вещание на всех спутниках и во всех кабельных сетях. Однако, учитывая число носителей языка, кто составляет аудиторию «Шаян ТВ» – неясно.

Сейчас интернет-вещание телеканала не выходит за пределы России. По словам Аминова, команда получает обращения из-за рубежа о необходимости развития этого формата. Эту проблему можно решить только путем отдельного программирования, как это делают большие каналы, считает глава «ТНВ». «Предстоит сделать два канала — один для вещания внутри РФ и один канал для вещания за пределами РФ. <…> Но мировая лицензия стоит… Даже не буду называть вам цифры — это космос», - объяснил он.

Photo:Бизнес Online

Еще до запуска канала главный режиссер студии «Татармультфильм» Сергей Киатров в беседе с Inkazan предположил, что «Шаян ТВ» будет нацелен, в основном, на детей из сельских поселений. «Потому что там, как мне кажется, еще смотрят телевизор. Городские дети, мои, например, уже нет, практически», - сказал он. Сейчас Китаров уверен, что канал «вполне возможно» нашел свою нишу, несмотря на то, что популярность телевидения снижается.

Аминов заявил Inkazan, что мечтает создать мерч – продукцию с символикой телеканала. Он уже дал распоряжение сотрудникам обеспечить продажу кукол ведущих-героев канала Шаян и Биби в магазинах, но добавил, что добиться этого удастся не сразу. «Чем мы хуже Барби и Кена? Будут свои, родные — со всем набором одежды, и аксессуаров, и техникой, и все что хотите», - сказал Аминов. Кто будет выпускать, а главное, покупать продукцию, неизвестно.

Еще при запуске «Шаян ТВ» тогда пользователи соцсетей окрестили предложенный формат «несовременным». «Аминов презентовал то, что уже и так снимается на «ТНВ». И это через год «кропотливого труда». Вот только сколько ребенку не пытайся впарить «ТНВ», ну не смотрят, сейчас, они такое!», - писал Telegram-канал «Неудаща» после презентации проекта «Шаян ТВ». Удивительно и то, что его создатели делают акцент на телеформат в эпоху развития YouTube и соцсетей.

Ильшат Аминов
Photo:Бизнес Online

Это отразилось на активности подписчиков: современные дети в большинстве своем являются активными пользователями интернета, но под видео «Шаян ТВ» на Youtube «Шаян» от нескольких десятков до чуть более 500 просмотров. На канал подписались 600 человек. В группе «Вконтакте» - 2,8 тысячи человек, но под постами, как правило, менее 10 лайков все равно набирается меньше десятка. В Instagram - 13,5 тысячи подписчиков и несколько сотен лайков под постами.

Аминов заявил Inkazan, что причина слабого проекта на YouTube в том, что практически все правообладатели мультфильмов фактически отказывают «Шаян» в размещении их на сервисе из-за законодательства об авторском праве. «Интернет-права — это какие-то немыслимые деньги, мы даже не предполагали», - сказал он.

Участник творческого коллектива «Громкие рыбы», ведущего одноименный Youtube-канал, Амир Садыков считает, что для подростков 13-15 лет формат телеканала не подходит, а для видеохостинга нужен другой формат. «Я считаю, что для возраста подростков не совсем подходящий вариант — производство контента. Потому что сейчас все смотрят YouTube. И дублировать контент телевизионный в YouTube это тоже странно, потому что там другие правила, другие формы восприятия», — сказал Садыков.

Амир Садыков
Photo:Inkazan

Прошедший год Аминов охарактеризовал как посвященный техническому развитию «Шаян ТВ» и наполнению канала содержанием. Он заявил, что сейчас команда очень серьезно» работает над его содержательной стороной. Еще до запуска проекта национальные активисты заявляли, что ждут от «Шаян ТВ» помощи в пропаганде татарского языка в разных форматах. Гендиректор «ТНВ» анонсировал их.

По его словам, на «Шаян ТВ» появятся обучающие программы, передачи о культуре и истории, а также танцевальные шоу. «Танцевальный конкурс непростой, у нас как всегда есть условия. Даже если танцуем брейк-данс, то с элементами татарского танца, даже хип-хоп с элементами татарского танца», - сказал Аминов. Подобные программы уже транслируются – телеканал критиковали за то, что в них нет соревновательного элемента, а без него формат является устаревшим. Впрочем, его используют на «ТНВ».

«Шаян ТВ», ставший эхом «языкового скандала», когда изучение татарского языка в школах сделали добровольным», затухает, как и отголоски этого некогда резонансного события. За год среди сотрудников канала не появилось ни одной более-менее известной личности, которая впоследствии могла бы стать его лицом, сотрудники «Шаян ТВ» не медийны и не продвигают канал.

Photo:Шаян ТВ

Первым номером канала выступает сам Аминов, не раз становившийся участником конфликта с родительским сообществом. Например, когда в передаче «7 дней» назвал «доморощенными узколобыми невеждами» тех, кто якобы не понимает значения изучения языков. На него пожаловались в прокуратуру, которая не нашла в словах Аминова нарушения законодательства.

«Канал должен расти и в то же время оставаться ребенком, причем ребенком современным. Если он останется в каком-то десятилетии, в какой-то эпохе — всё, он превратится не в живой канал, а в раритет. Вот этого не хотелось бы», — сказал Аминов Inkazan. Пока «Шаян ТВ» грозится повторить судьбу «ТНВ», который неоднократно критиковали за низкие рейтинги и высокую господдержку, или «Яшь ТВ» - молодежного телеканала, созданного командой Аминова и забытого.

Впрочем, гендиректор «ТНВ» не отчаивается и намерен и дальше осваивать миллионные бюджеты. Он уже предлагал создать спортивный телеканал на татарском языке и эстрадный ретро-канал, пока остальные проекты видимо стагнируют. О том, что «Шаян ТВ» исполнился год, напоминает только вкладка «День рождения» на сайте телеканала. Впрочем, при переходе на нее высвечивается ошибка 404 — «Ухты! А такой странички у нас нет».

Photo:Скриншот Шаян ТВ

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter