Posted 14 февраля 2013,, 13:37

Published 14 февраля 2013,, 13:37

Modified 12 сентября 2022,, 06:24

Updated 12 сентября 2022,, 06:24

Один день из жизни казанской скорой помощи

14 февраля 2013, 13:37
Поднялось давление, прихватило сердце или вообще «не знаю что, но что-то не так» – все знают, что надо вызывать скорую помощь, но мало кто понимает, как устроена ее работа «изнутри». Корреспонденты InKazan.ru «отработали» смену вместе с бригадой «скорой» и задали интересующие вопросы главному врачу службы скорой мед...

Главный врач станции скорой медицинской помощи Казани Айдар Фатыхов.

В последнее время труд врачей скорой подвергается критике. Горожан не устраивает время прибытия медиков, неадекватные действия специалистов на вызовах и многое другое. Чтобы разобраться в ситуации, мы решили побеседовать непосредственно с руководителем ССМП Казани Айдаром Фатыховым.

Наш день начался в диспетчерской казанской скорой помощи. Помощник главного врача рассказал нам, что тут работают двенадцать диспетчеров, принимающих обращения по номеру «03» со всего города.

InKazan.ru: Предлагаю начать с самой острой темы — жалобы на работу скорой помощи. Какие претензии к вашей службе возникают чаще всего?

Айдар Фатыхов: Самый распространенный случай – «едут долго». Дело в том, что едут долго только на вызовы по неотложным состояниям, то есть в тех случаях, когда нет угрозы жизни и здоровью обратившегося: температура без осложнений, давление, головная боль, боль в пояснице. По статистике, это около 40 % вызовов. Да, время ожидания в таком случае может быть 2-3 часа (норматив прибытия — 3 часа). И в то же время, бригады быстро приезжают на вызовы, где есть угроза жизни и здоровью пациента – экстренные случаи, ДТП, падение с высоты, удары током, инфаркты миокарда, инсульты. Эти случаи являются первичными при сортировке обращений. Экстренные вызовы поступают один за другим, и неотложный вызов может отодвигаться все дальше и дальше. Город полуторамиллионный, постоянно что-то происходит: кто-то поскользнулся, кто-то упал с высоты, кто-то получил поражение электричеством, много маленьких детей со своими специфическими заболеваниями.

Уровень технической оснащенности службы постоянно повышается. Все звонки записываются, а уже в недалеком будущем местонахождение звонящих будут отслеживать автоматически.

InKazan.ru: Часто ли автомобилисты не пропускают машины скорой помощи?

Айдар Фатыхов: Бывает. Наша задача не только ехать быстро, но и самим при этом не попасть в ДТП. Мне понравился опыт коллег из Франции: они по центру Парижа едут со скоростью 30-40 километров в час, в соответствии со знаками и правилами. Я спрашиваю: «А почему вы не летите на вызов, ведь там, на том конце маршрута, умирает человек!». Мне отвечают «Ну, давай, добавим еще четыре трупа врачей». И я понял, что есть смысл нашим машинам передвигаться по правилам.

Но несмотря на все это, наши машины все равно попадают в ДТП. Люди, не задумываясь, вылетают на «встречку»– в основном это молодежь на «12-х» и «14-х»: сидит юноша как в танке, и только «алга».

Сотрудники, распределяющие вызовы по бригадам. Эта служба работает круглосуточно, на смену одним работникам приходят другие — никаких перерывов и сбоев тут быть не может.

InKazan.ru: Расскажите про алгоритм действий скорой помощи в момент поступления вызова.

Айдар Фатыхов: Вы набрали 03, 030 или 112 (с мобильного). Диспетчер принимает звонок, выясняет причину вызова, затем просит назвать Ф.И.О. больного, год рождения, адрес, выясняет кто вызывает скорую, просит оставить контактный телефон. Совсем скоро мы сами сможем определять местонахождение звонящего, чтобы предотвратить ложные вызовы.

Необходимо отметить, что всегда фиксируется время звонка, все телефонные разговоры записываются. Эта информация может быть использована в ходе внутреннего разбирательства и в суде.

В зависимости от того экстренный вызов или неотложный, определяется его приоритет.

В здании станции скорой медицинской помощи ведется ремонт, однако на комфорте сотрудников это не отражается. В уютной столовой врачи дожидаются вызовов за чашкой кофе и бутербродами.

InKazan.ru: И все-таки, что больше влияет на скорость прибытия скорой: общая загруженность системы скорой помощи или пробки на дорогах?

Айдар Фатыхов: Пожалуй, необоснованные вызовы от населения. Дело в том, что сорок процентов вызовов не экстренные, а как раз неотложные. Люди вызывают бригады скорой помощи от страха и одиночества, в поисках собеседников. Ну представьте, приехали наши врачи на неотложный вызов с той же температурой. Поставили градусник, измеряют давление, а в это самое время приходит другой вызов от человека с инфарктом миокарда. Еще один фактор – ложные вызовы: в прошлом году они составили десять процентов от общего числа звонков. И безрезультатные вызовы: человек позвонил в скорую с той же пресловутой температурой, затем выпил аспирин, и ему полегчало. А дать отбой скорой помощи забыл. Мы приехали, а нам даже дверь не открыли, сказали «ой, я забыл сообщить, что стало легче». В прошлом году таких вызовов было более тридцати тысяч. То есть месяц скорая помощь могла бы отдыхать, а точнее сказать, могла бы ежедневно быстрее приезжать на вызовы.

Новые автомобили Ford Transit пришли на смену Фиатам и ГАЗелям. Поступил вызов — у молодой девушки острая боль в животе, скорую вызвал ее молодой человек. Быстро спускаемся и садимся в машины.

InKazan.ru: В иностранных фильмах часто показывают как диспетчер службы спасения по телефону координирует действия пострадавших до приезда медиков. У нас есть такая практика?

Айдар Фатыхов: Да, у нас такие действия предусмотрены протоколом оказания скорой неотложной помощи. Диспетчеры подсказывают, какие таблетки необходимо принять в каждом конкретном случае. Это не сопровождение, а продолжение консультации, обычная практика нашей работы.

Подстанции скорой помощи расположены во всех районах города. Мы выезжаем из центральной, что на улице Чехова.

InKazan.ru: Какие разновидности экипажей скорой помощь существуют в Казани?

Айдар Фатыхов: В процессе многолетней работы мы пришли к четырем разновидностям скорой помощи. Это педиатрические бригады, врачебные бригады, психиатрические бригады, и фельдшерские бригады. В оперативном отделении есть люди которые принимают вызовы и люди, которые регулируют их распределение и движение бригад. Естественно, что временные показатели, очередность, определяет диспетчер, который занимается распределением вызовов.

Автомобили эксплуатируются круглосуточно. Требования к технике очень высокие.

Главная проблема казанской скорой помощи — неадекватность вызовов. Практически каждый второй звонок в службу не оправдан. Подъезжаем к пациенту.

InKazan.ru:Уровень казанских бригад примерно одинаковый или есть «супер-бригады» для самых тяжелых случаев?

Айдар Фатыхов: Тут, как и везде, есть новички и есть более опытные работники. Есть врачи, есть фельдшеры, есть психиатры… Оборудование у нас на данный момент у всех очень хорошее. Протоколы одинаковые, практика применения средств и приборов идентичная… Принципиального различия между бригадами нет и быть не должно.

Пока врачи идут к подъезду, водитель спецмашины ищет место для парковки.

InKazan.ru: В СМИ муссируется информация, что для работы на закупленном дорогостоящем оборудовании не хватает специалистов — врачи отстают от техники.

Айдар Фатыхов: Все оборудование, которое находится в наших машинах, распечатано и успешно функционирует. Весь персонал подготовлен для этой работы. Есть несколько человек — стажеров, за которых я сейчас поручиться не могу, но они одни не ездят, а стажируются в течение трех недель вместе с нашими бригадами.

Врачей скорой помощи желательно встречать. Казань — большой город, некоторые адреса найти очень сложно.

InKazan.ru: Правда ли, что при отсутствии необходимого набора документов скорая помощь больным не оказывается?

Айдар Фатыхов: Нет. Помощь оказывается любому человеку, находящемуся на территории Российской Федерации. Во-первых, есть 323-й закон об охране здоровья граждан Российской Федерации, где указаны обязательства по оказанию скорой медицинской помощи; во-вторых, есть программа государственных гарантий, которая тоже все это предусматривает.

Тут в квартиру нас с медиками не пустили. Это вполне понятно. Ждем медиков в подъезде.

InKazan.ru: Скорая помощь на мотоциклах — красивая сказка или близкое будущее системы ССМП?

Айдар Фатыхов: Вопрос открытый, пока это просто предложение, которое озвучил президент. Я думаю, что в соответствии с погодными условиями, скажем, с мая по октябрь, в период, когда нет снега — это направление имеет право на жизнь. С учетом пробок и плотного движения на дорогах это актуально. У нас был случай год назад: на Кировской дамбе сбили бабушку с внучкой – и бригады не могли проехать с обеих сторон дамбы. Машины набились, движение встало. Врачам пришлось бросать свои автомобили и бежать с оборудованием к пострадавшим.

Помощь оказана, идем к машине.

InKazan.ru: Если происходит криминальное ЧП и скорая помощь прибывает на место раньше полиции, оказывается ли помощь пострадавшим?

Айдар Фатыхов: Наша задача в любом случае оказание помощи. Опасностей много: и ДТП, и собаки без привязи в частном секторе, и нетрезвые, агрессивно настроенные люди. Однажды на Горках скорая помощь припарковалась у подъезда дома, а затем приехал молодой человек, судя по всему «самый главный в районе», и потребовал убрать карету скорой помощи. Врачи ему объясняют, что здесь пациентка, женщина в тяжелом состоянии, ее сейчас вынесут из подъезда. А мужчина не унимается – говорит, что это место парковки его джипа. Достал автомобильный насос, начал бить им по машине скорой помощи, разбил стекло, помял дверь… На него, в итоге, завели уголовное дело, он просил прощения, мотивировал свои действия отсутствием настроения… К сожалению, такие ситуации случаются…

Ждем следующий вызов. В это время заполняются необходимые документы, это будет важно при разборе действий бригад.

InKazan.ru: Авиатехнику не планируете использовать?

Айдар Фатыхов: Не планируем, у нас в этом нет особой необходимости. Но в Казани имеет право на жизнь водный транспорт — у нас около 70 километров водной глади в черте города: это 35 километров вдоль Волги, Казанка с обеих сторон около 30 километров. Актуально использование в сельской местности квадроциклов и снегоходов, это удобнее и дешевле использования автомобилей в зимнее время года.

Вызов может поступить из любого места Казани. В данном случае мы с врачами отправились на Колхозный рынок.

Между продавцами произошла драка. Пострадавшая вызвала полицию и скорую помощь. Врачи провели обследование, померили давление, зафиксировали ссадины на теле.

Ничего серьезного, но поиски нужного павильона потрачено много времени.

InKazan.ru: Новые автомобили Ford устраивают?

Айдар Фатыхов: Машинами довольны! Теплые зимой, прохладные летом, с современным оборудованием. Нужно сказать спасибо правительству Татарстана, министру здравоохранения Айрату Фаррахову. Эти машины куплены на деньги от премии за лучшую модернизацию системы здравоохранения в Российской Федерации. Было приобретено двести шестьдесят машин на весь Татарстан. Те районы, где плохие дороги, предпочли уазики. В Казани сейчас 107 машин скорой помощи. В круглосуточном режиме работают от 79 до 83.

Очередной вызов. Звонила бабушка, жаловалась на высокое давление…

InKazan.ru: Какие изменения в службе скорой помощи планируются в канун проведения Универсиады 2013?

Айдар Фатыхов: В плане Универсиады программа медицинского обеспечения утверждена в Москве и в ФИСУ. На каждом объекте Универсиады будет задействовано по одной бригаде медиков (машина плюс мобильная бригада), будут привлечены бригады из других городов республики. Сейчас врачи проходят курсы обучения английскому языку, мы будем готовы к звонкам в скорую от иностранцев.

Дорога к дому пациента была перекрыта коммунальщиками, какое-то время искали объездные пути. Зато место для парковки во дворе нашлось быстро.

Пятый этаж без лифта. Часть работы врачебных бригад.

Обязанности четко распределены. Кто-то непосредственно оказывает врачебную помощь…

…Кто-то заполняет документы. Отчетность — важная часть работы врачей скорой помощи.

Пожилая женщина очень лестно отзывалась об этой бригаде врачей. Медики навещают ее не первый раз…

Современная скорая помощь — больница на колесах, за последние десятилетия техника серьезно продвинулась вперед.

Смена бригады скорой помощи обычно длится 12 часов, за это время врачи выезжают на 12-16 вызовов. В течение недели скорая помощь приходит на помощь 6-7 тысячам казанцев. Меняются времена, сдвигаются часовые пояса, а номер неотложки остается прежним…

"