Posted 14 апреля 2017,, 06:00

Published 14 апреля 2017,, 06:00

Modified 11 сентября 2022,, 17:58

Updated 11 сентября 2022,, 17:58

Надо выйти и положить конец этой вакханалии: чиновники о платных медуслугах

14 апреля 2017, 06:00
В Татарстане участились жалобы на навязывание медицинских услуг. Представители Роспотребнадзора и Росздравнадзора заявили, что правоохранительным органам нужно проявлять больше активности в борьбе с этим явлением, и пожаловались на ограниченные возможности воздействия на малый и средний бизнес.

По словам заместителя руководителя Росздравнадзора по РТ Любови Шайхутдиновой, в 2015-2016 годах существенно выросло количество жалоб на навязывание медуслуг по телефону. Так, сотрудники частных организаций обзванивают людей, предлагая услуги, которые якобы предоставляются по федеральной программе, программе госгарантий или со значительной скидкой.

«Откуда они берут телефоны? Говорят, купить базу данных не сложно», - объяснила представитель ведомства. Она добавила, что в деятельности этих компаний есть серьезные нарушения законодательства, поэтому правоохранительные органы должны обратить внимание на эту сферу.

Шайхутдинова заявила, что большинство из этих компаний имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности. Чаще всего это косметология, мануальная терапия или сердечно-сосудистая хирургия. В то же время происходит подмена медуслуг на бытовые, когда, подписав договор, клиент получает не полноценное лечение, а приобретает предметы, которые должны помочь при том или ином заболевании.

Помимо этого, по словам представителя Росздравнадзора, такие организации намеренно уходят от продаж лицензированных медицинских услуг и препаратов. Последние, например, подменяются биологически активными добавками или баночками с неизвестным содержимым, чьи названия созвучны с наименованиями сертифицированных лекарств.

Тем не менее, компании стараются заключить договоры с клиентами. Шайхутдинова заявила, что зачастую авторы жалоб говорят о психологическом воздействии со стороны сотрудников частных медицинских компаний. Кроме того, они заявляют, что их поили чаем, который «вызывает смущение в голове».

Суммы договоров с такими организациями, как правило, достаточно высокие, потому что включают в себя комплекс услуг или прописанную программу лечения. Если у человека нет достаточных средств, ему предлагают обратиться за кредитом в банк, сотрудничающий с организацией. Зачастую так поступают пенсионеры и малоимущие.

Начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по РТ Людмила Ахметшина рассказала, что на прошлой неделе к ним обратилась женщина, которая согласилась на предложение одной из компаний провести процедуры по омоложению и взяла в кредит более чем 160 тысяч рублей.

Ахметшина напомнила, что отказаться от кредита или медуслуг без существенных потерь и проблем с оформлением документации лучше в первые 14 дней после заключения договора с банком или компанией. Сами фирмы могут добровольно вернуть средства только в преддверии судебного разбирательства. Так, в 2016 году частные медицинские компании по собственному решению вернули клиентам около 4 миллионов рублей. В то же время до суда доходят единичные дела – компании стараются идти на мировое соглашение, чтобы не возмещать моральный ущерб.

Представитель Росздравнадзора заявила, что такая ситуация возможна из-за того, что надзорные ведомства не имеют реальных инструментов контроля над представителями малого и среднего бизнеса. В частности, согласно действующему законодательству, государственные органы не могут проверять компанию в течение 3 лет с момента ее образования. Поэтому предприниматели регистрируют бизнес, а затем банкротят или закрывают дело перед предстоящими проверками.

«Мы сейчас защищаем малый и средний бизнес - это правильная политика, надо защищать, надо убирать административные барьеры. Но порой этой защитой начинают пользоваться до неприличия», - заявила Шайхутдинова.

По ее словам, предприниматели понимают, что для визита Росздравнадзора необходим факт причинения вреда здоровью клиента. «А так как больше речь идет о моральных и материальных издержках, то ограничены возможности надзорного органа беспрепятственно выйти и положить конец этой вакханалии», - сказала она.

Ранее о проблеме контроля бизнеса заявило федеральное Управление Роспотребнадзора - за последние два года число выявленных в результате проверок ведомства нарушений сократилось вдвое, кроме того, они знают дату визита контролирующих органов, поэтому могут подготовиться.

"