Posted 14 мая 2016,, 05:22

Published 14 мая 2016,, 05:22

Modified 12 сентября 2022,, 03:50

Updated 12 сентября 2022,, 03:50

ЧП с массовым захоронением останков: следователи усматривают признаки коррупции, минздрав обещает ужесточить контроль за утилизацией медотходов

14 мая 2016, 05:22
Сотрудники Следственного комитета, МВД и эксперно-криминалистического центра 13 мая повторно осмотрели территорию в Высокогорском районе РТ, где несколькими днями раньше нашли массовое захоронение человеческих останков. Специалисты предположили, что из грунта извлекли далеко не всё. Догадки оказались верны.

Внутренние органы, 7 ампутированных ног, 2 кости и плечевой сустав обнаружили 10 мая. О захоронении в полицию сообщил местный лесник, обративший внимание на разрытый собаками грунт и обнаруживший в нем кость человека. По предварительным оценкам, конечности были ампутированы хирургическим путем и находились в специальных пакетах для утилизации с надписью «эпидемиологически опасные отходы класса Б».

В ходе повторного осмотра инспектор отдела криминалистики Следственного комитета РФ по РТ Владимир Нуруллин пояснил, что сразу после обнаружения анатомических отходов детально обследовать место их захоронения не удалось. Надвигались сумерки, в последующие дни в республике объявили штормовое предупреждение.

13 мая криминалисты обследовали более обширный участок, площадью около 500 метров. С помощью георадара, который выявляет пустоты в грунте и определяет их характеристики, Нуруллин шаг за шагом «прощупал» почву. Каждое действие фиксировал в протокол следователь межрайонного следственного отдела СУ СК по РТ Руслан Советников. Через 10 минут после начала поисков георадар выявил несколько участков, где бур буквально проваливался в грунт.

Часть ноги, судя по размерам, детской, от голени до стопы, еще одну ногу, трубчатую кость и внутренние органы были найдены в ходе раскопок практически на том же месте. Если ранее найденные останки были упакованы в специальные желтые пакеты для анатомических отходов, то найденные при повторном осмотре участка части тел оказались завернутыми в обычный полиэтилен или ткань.

По словам старшего помощника руководителя СКР по РТ Андрея Шептицкого, на пакетах, в которых были найдены части тел 10 мая, отсутствовала полагающаяся в таких случаях маркировка. «Название медучреждения, фамилия ответственного за сбор лица не были указаны в специально отведенных графах», — пояснил он.

После обнаружения новых пакетов с останками на место вызвали эксперта-криминалиста Вадима Петрянкина. Развернув один из пакетов, он установил, что в нем находятся ступня и 2 больших пальца ног.

«Все найденные части тел будут направлены в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы. В том числе и геномной, которая позволит установить, кому именно они принадлежали. Правда, при условии, что эти люди есть в базе», — сообщил Петрянкин.

По его словам, ближайшее медучреждение, в котором есть хирургическое отделение, — 12 городская больница Авиастроительного района Казани. По информации, предоставленной руководством больницы Inkazan еще 11 мая, у лечебницы есть договор на вывоз анатомических отходов с компанией «Таланит-эко». А морозильные камеры, в которых временно хранятся такие отходы, освобождаются регулярно. В соответствии с санитарными правилами, паталого-анатомические отходы должны утилизироваться соответствующими организациями – сжигаться в специальных печах.

Пока следователи не распространяются об отрабатываемых версиях, ограничиваясь дежурными фразами. «Будем отрабатывать все больницы, запрашивать документы по проведенным операциям и заключенным договорам на утилизацию анатомических отходов. Утилизирующие организации тоже будем проверять», — сообщил Андрей Шептицкий.

Проявлением коррупции считает случившееся инспектор отдела криминалистики Следственного комитета РФ по РТ Владимир Нуруллин. «Некая больница заключила договор с компанией по утилизации отходов. А та, в свою очередь, наняла еще какого-то подрядчика. Ну и в итоге, чтобы не сжигать, кто-то просто закопал эти части тела здесь. Это явно коррупция», — сказал Нуруллин.

11 мая министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин заявил Inkazan, что его ведомство намерено ужесточить контроль за утилизацией медицинских отходов. Более того, планируется создать централизованную систем, чтобы такие работы проводил единый оператор. Так, например, выстроена система в Санкт-Петербурге.

фото bugulma.ws

«Мы просчитываем варианты, чтобы появился единый исполнитель, который по утилизации биологических отходов нес бы персональную ответственность, чтобы система работала без сбоев», — сообщил Вафин.

Адель Вафин тогда заявил, как только выяснится, из какого медицинского учреждения поступили найденные в лесу останки, в клинике пройдет проверка. Будет дана оценка действиям сотрудников, которые отвечают за передачу останков на утилизацию. О том, будет ли кто-то наказан, говорить пока преждевременно.

«Отходы должна была забрать специализированная фирма. Она несет ответственность за них с момента, как отходы покинули территорию медучреждения, до утилизации. Я думаю, компетентные органы разберутся. А мы дадим оценку действиям сотрудников, которые отвечают в учреждении за этап передачи», — сказал 11 мая в интервью Inkazan министр.

Врач-эпидемиолог городской больницы №12 Ляйсан Латыпова в беседе с Inkazan в тот же день описала процедуру утилизации опасных медотходов. По ее словам, процедуру регламентируют санитарные правила, принятые в 2010 году. Останки классифицируются как отходы класса «Б», что означает их повышенную опасность.

фото wasteinfo.ru

«Сначала больницы организуют их временное хранение в морозильниках. У нас, например, есть договор с организацией «Таланит-эко», у них есть санитарно-эпидемиологическое заключение на утилизацию медицинских отходов. Периодичность вывоза по мере заполнения нашей морозильной камеры. Когда объем заполнен на три четверти, мы вызываем их. На хранение патолога-анатомические отходы отправляют в специальных желтых пакетах. Они имеют соответствующую маркировку и рассчитаны не более, чем на 10 кг», — рассказала в интервью Inkazan Латыпова.

По ее словам, каждый пакет подписан фамилией-именем-отчеством сотрудника медицинского учреждения, который отвечает за утилизацию отходов. Затем их сжигают в специальных печах, которыми располагают компании, оказывающие такие услуги.

"