Posted 14 октября 2016,, 07:09

Published 14 октября 2016,, 07:09

Modified 11 сентября 2022,, 17:54

Updated 11 сентября 2022,, 17:54

Finopolis 2016: банк-телефон, низкий IQ Тинькова и клиентоориентированность

14 октября 2016, 07:09
Пленарное заседание на Finopolis 2016 затронуло самый актуальный для финансовой сферы вопрос: «Каким будет банк будущего?». На него пытались ответить председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, банкир Олег Тиньков и гости из-за рубежа.

фото: prav.tatarstan.ru

Форум открылся на полчаса позже, чем было указано в плане мероприятий. Главное событие проходило в самом большом зале ГТРК «Корстон» — «Бальном». К началу торжественного открытия Finopolis 2016 он был практически полон: в зале осталось лишь шесть свободных рядов.

Когда ведущий объявил главную гостью форума — председателя Центробанка РФ Эльвиру Набиуллину, зрители встали с мест.

«В прошлом году, когда мы вместе с Республикой Татарстан инициировали проведение форума, мы рассчитывали, что это будет площадка, на которой участники финансового рынка, компании, которые занимаются новыми технологиями, регуляторы будут обсуждать и анализировать новые тенденции и раз в год собираться, чтобы посмотреть, что произошло, какие новые проблемы возникли, какие риски, что произошло», — сказала Набиуллина.

фото: prav.tatarstan.ru

По мнению председателя ЦБ РФ, Finopolis дал толчок гораздо более значимому процессу. «Между этими двумя форумами шла реальная работа во взаимодействии с участниками рынка, чему мы очень рады», — отметила она и зачитала приветствие председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

Президент РТ Рустам Минниханов поприветствовал спикеров. «Мы сделаем все, чтобы этот форум каждый год проходил в Казани», — сказал он.

фото: prav.tatarstan.ru

Торжественное открытие завершилось, после чего началось пленарное заседание «Финансовый рынок в 2026 году: вызовы для бизнеса и регулятора». Модерировал заседание председатель «Сбербанка» Герман Греф. Он регулярно проводит «деловые завтраки «Сбербанка» на различных деловых форумах, поэтому умеет контролировать как внимание аудитории, так и речь спикеров. Греф сидел профилем к залу и изредка поглядывал на сидящих.

Приятным сюрпризом для зрителей стали слова Грефа о том, что скоро на Finopolis приедет основатель «Тиньков Банка» Олег Тиньков. Он не был заявлен в программе пленарного заседания. Спустя пять минут, Тиньков занял подготовленное для него кресло.

Греф предложил аудитории ответить на вопрос: «Какой самый серьезный вызов будет брошен банковскому сектору в ближайшее десятилетие». Первое место занял ответ «Взрывной рост новых технологий, к которым потребуется адаптация банков». Поэтому при общении со спикерами Греф сделал упор именно на эту тему.

фото: prav.tatarstan.ru

Первым на вопрос пленарного заседания отвечал главный исполнительный директор Qiwi Сергей Солонин. По мнению Солонина, банкам «уготована не самая завидная участь» в ближайшее десятилетие.

«Банки будут стремительно commodity (товар). В свое время это произошло с сотовыми операторами. Есть очень большая вероятность стать commodity для банков в финансовой сфере. Банк — это место, где я храню деньги и банк — это место, где я получаю какие-то сервисы, с помощью которых я могу этими деньгами распоряжаться. Мне кажется, что если все будет идти так, как идет, это будет то, что уготовано для банковской среды», — сказал Солонин. Он предположил, что некоторые банки будут также предоставлять модальные сервисы.

фото: prav.tatarstan.ru

По словам Солонина, в ближайшие 20 лет внушительная часть населения мира может остаться без работы. Греф предъявил статистику, согласно которой за 10 лет число работников в банковском секторе уменьшится на 30-40%. По словам Грефа, сокращать будут не только простых работников, но и высокопоставленных менеджеров. «Что нужно сделать, чтобы не попасть в число выбывающих?», — спросил он Солонина, однако конкретного ответа на свой вопрос так и не получил.

Представитель консалтинговой компании PwC Найджел Вухт отметил, что клиенты могут уйти из банков в Amazon, потому что компания уже предлагает интересные идеи относительно перевода средств. По словам Вухта, банкам стоит обратить внимание на большую клиентоориентированность.

«Я не знаю ни одного банка, директор которого вышел бы и сказал: «Я не клиентоориентированный, я не знаю своего клиента». Вы для кого это говорили сейчас?», — спросил Вухта Греф. Затем он с серьезным лицом задал Тинькову вопрос: «Олег, вы ориентированы на клиента?». «Конечно», — с таким же серьезным лицом под смех зала ответил Тиньков. Греф добавил: «И я тоже».

Тиньков рассказал о том, что 10 лет назад он с коллегами принял решение сделать банк без офисов и отделений. «Конечно, над нами всегда посмеивались, скептицизм был полный, издевались. Но мы делали свое дело, потому что я твердо верил в то, что банк без отделения — это будущее. Сейчас у нас 6 миллионов клиентов и один офис. Никто в мире этого не реализовал», — сказал он.

Из всех спикеров Тиньков высказался о будущем банков и их сотрудников наиболее оптимистично. «На мой взгляд, через 10 лет банк будет выглядеть вот так», — сказал он и помахал залу смартфоном.

фото: prav.tatarstan.ru

«Может быть, гаджет со временем поменяется, это будет чип или очки — не так принципиально. Я глубоко убежден, что будет полнейшая конвергенция между мобильным оператором и банком через 10 лет», — пояснил Тиньков.

Что касается регулятора, что его «челлендж» будет происходить в сфере кадров. «Сейчас в Центробанке очень сильные кадры, они понимают очень интеллектуальные вещи, которые я совсем не понимаю. Понятно, что эта конвергенция с мобильными операторами будет требовать совершенно других кадров — молодых, продвинутых, если хотите, более качественных», — сказал Тиньков и предположил, что Центральный банк РФ соединится министерством связи и массовых коммуникаций. «Это будет все про информацию, дату, нежели про макроэкономику», — добавил он.

По мнению Тинькова, у него низкий IQ и поэтому он не хочет мешать молодым. «Нужно давать им творить. В общем и целом, вам, Герман Оскарович, это полезно. Это их будущее, это они будут делать», — подколол он под смех зала Грефа.

«Если у вас получается «не мешать», то я вас с этим поздравляю, у меня не всегда получается», — язвительно ответил Греф.

Набиуллина, как представитель регулятора, высказалась за стратегию партнерства с банками.

«Воспользуются ли банки последним шансом для трансформации или уйдут с рынка как институт, зависит от самих банков. Здесь есть развилка — смогут ли они ответить на новый вызов или до конца будут цепляться за традиционный банкинг», — сказала Набиуллина.

По словам Набиуллиной, ЦБ РФ не успевает за новыми технологиями и должен оценивать их вместе с банками. «Мы регулятор не только банковской системы, мы регулятор всей финансовой системы России. Раньше мы понимали, что своим регулированием защищаем права вкладчика, кредитора и клиента банка, при этом регулируемые институты — это стабильные структуры со стабильными характеристиками, понятным набором рисков, а сейчас у нас эти институты динамично меняются, появляются новые технологии, новые услуги, за которыми регуляторы не успевают. Мы вынуждены, действуя в старой парадигме, производить все больше и больше регулирующих документов. Их количество увеличивается в геометрической прогрессии, банки начинают жаловаться», — объяснила Набиуллина.

Центробанк РФ не ставит своей задачей подавить банки усиленной регуляцией. «Мы понимаем, что регулирование должно быть пропорционально рискам и масштабам. Пока новые финансовые технологии еще не так масштабны, мы должны дать им развиваться, не передавить своим регулированием. Для нас не совсем понятно, какие риски несут новые технологии, потому мы должны их оценивать вместе с участниками рынка. Я уверена, что честные игроки заинтересованы в корректном регулировании рынка», — рассказала она.

фото: prav.tatarstan.ru

В связи с развитием новых услуг и технологий ЦБ РФ должен стать партнером банков. «В силу того, что регулятору пришлось убрать с рынка большое число слабых игроков, укоренилось мнение, что мы осуществляем репрессивную функцию. Но в развитии финансовых технологий мы должны реализовывать стратегию партнерства. ЦБ РФ к этому готов, потому что иначе это невозможно. Также очевидно, что мы должны уходить от регулирования отдельных институтов, технологий и рисков к созданию единой безбарьерной экосистемы, в которую бы вошли и участники финансового рынка, и технологичные компании», — сказала Набиуллина.

Председатель ЦБ РФ рассказала о еще одном ограничении — по вине самих пользователей и клиентов, а именно о низкой финансовой грамотности россиян и их боязни потерять границы своего «защищенного периметра». «Мы должны понять, как технологии должны развиваться и где та черта, которую нельзя переходить. Это сложный вопрос, который тоже надо решить», — заявила Набиуллина.

Ближе к концу Греф решил послушать скромно сидящего Минниханова и спросить у него, как у клиента: каким он видит банк будущего. «Вы затронули одну только отрасль — банковскую, что будет с ней через 10 лет. Но что будет со всеми нами через 10 лет? Какие будут промышленные технологии, какие профессии будут востребованы? Мы тоже готовимся к этим вызовам. И то, что мы здесь слушали, — это очень полезно, потому что касается всех нас. На какой почве будет работать банковская система, сумеем ли мы создать эти условия, каких людей мы должны готовить? Чтобы пользоваться всеми теми инструментами, о которых вы говорите, люди должны быть другими. Для этого нужна совсем другая структура дошколького и школьного образования, вузовского обучения», — подытожил Минниханов.

"