Posted 15 мая 2018,, 10:04

Published 15 мая 2018,, 10:04

Modified 17 сентября 2022,, 15:06

Updated 17 сентября 2022,, 15:06

Рыбный промысел в Татарстане: нищие рыбаки и давление на бизнес

15 мая 2018, 10:04
Пока власти Татарстана говорят о развитии бизнеса и рыбного промысла в республике, предприниматели заявляют о давлении на бизнес, нищенском заработке рыбаков и сосредоточении ресурсов в одних руках. В Спасском районе они вынуждены закупать сырье у соседних областей и бороться с нападками «владельца» водных ресурсов.

Спасский район - один из самых выгодных для рыболовства: он омывается акваториями Волги и Куйбышевского водохранилища. В среднем житель Татарстана съедает по 9 кг рыбы ежегодно, однако 98% того, что лежит на прилавках, хоть и выловлено в Татарстане, поставляется из других регионов.

Монополия на рыбу

По словам одного из сотрудников предприятия по переработке рыбы в Спасском районе, заниматься рыбным промыслом в муниципалитете фактически невозможно. До 2015 года акватория этого и соседнего Тетюшского района была разделена на несколько участков, однако впоследствии их объединили в один.

Торги на право использовать акваторию 10 лет выиграл предприниматель Анатолий Подгорнов. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», он владеет ООО «Булгар-Фиш», которая может являться «брошенным активом». Он является соучредителем Ассоциации рыбопромышленников РТ, связанной с рыбными заводами в Лаишево и Мамадыше.

По условиям аукциона, он должен был обеспечить местных рыбаков рабочими местами и создать условия для переработки выловленного сырья. Однако за то время, что он работает в районе, ничего из этого не случилось.

По словам местных бизнесменов, во время проведения конкурса в Тетюшском районе к участию не допустили ни одного предпринимателя. В Спасском районе участников было два. Победил Подгорнов, хотя, согласно требованиям антимонопольного законодательства, он не может владеть участками сразу в двух районах.

В Средневолжском территориальном управлении Росрыболовство заявили Inkazan, что участки акватории формируются "органами исполнительной власти субъекта" по согласованию с местным отделением ведомства. Соблюдение условий контракта также контролируется местными властями, поэтому Росрыболовство "не в праве это комментировать".

Федеральная антимонопольную служба (ФАС) РТ сообщила Inkazan, что обращений, связанных с проведением в 2015 году торгов на право использовать акваторию реки Волга в Спасском и Тетюшском районах, не поступало.

В то же время многие бизнесмены готовились к участию в торгах и строили производства, впоследствии потеряв деньги. Им не удалось получить разрешительные документы на обустроенные помещения. По словам собеседника Inkazan, Подгорнов получил от Роспотребнадзора положительное заключение на заявленное здание.

Однако спустя три недели Приволжская природоохранная прокуратура пришла туда с повторной проверкой. Она обнаружила дыры в крыше постройки, следы грызунов и грязь на полу. Сотрудника Роспотребнадзора, выдавшего заключение, наказали. Однако результаты проведения торгов не отменили.

«Как там можно делать производство, если там нет отопления, газ не подведен, котельной нет, альтернативных источников тоже? Канализации и центральной выгребной ямы там тоже к нет: вырыта емкость, труба – и в Волгу», - сообщил Inkazan собеседник. При этом в помещении действует цех по производству рыбных котлет – на случай проверок.

Бизнесмены Спасского и Тетюшского районов обращались в региональную прокуратуру и ФАС РТ. По их словам, «единственные адекватные – это природоохранная прокуратура, они представления выносили». ФАС, в свою очередь, апеллировал к уже вынесенным судебным решениям, в которых было признано право Подгорнова на часть акватории.

Inkazan направил запрос Подгорнову с просьбой изложить свое видение ситуации. На момент публикации материала ответ не поступил.

«Золотой» улов

Сотрудник одного из рыбоперерабатывающих предприятий Спасского района сообщил Inkazan, что компания также судилась с Подгорновым. После шестого рассмотрения дела в Арбитражном суде РТ сторонам предложили заключить мировое соглашение и договор на право пользования частью подконтрольной предпринимателю акватории.

Тогда, по словам собеседника Inkazan, Подгорнов пообещал компании разрешить работать на небольшом участке близ производства силами 10 бригад рыбаков. В ответ он попросил отозвать исковое заявление. После этого предприниматель об обещаниях забыл. А подать повторный иск стало законодательно невозможно.

В 2017 году Подгорнов предложил покупать у него рыбу по цене в 3 тысячи рублей за тонну. Некоторые бизнесмены согласились, однако затем отказались от сотрудничества. Часть получаемого сырья может быть непригодна для переработки, а спрос на рыбу падает и поднимается. Закупать такие объемы постоянно экономически не выгодно.

«Мы сейчас вынуждены договор с Лаишевским рыбзаводом заключать и с лаишевского промыслового участка рыбу получать. Вариантов здесь нет», - сообщил сотрудник предприятия. Компания поддерживает местного производителя, в то время как судьба улова Спасского и Тетюшского районов практически неизвестна.

По словам одного из собеседников Inkazan, выловленное сырье реализуют сами рыбаки, которые покупают у Подгорнова право на пользование акваторией. В большинстве своем, добытая рыба уходит в соседние регионы. Как правило, Самарскую и Ульяновскую области. Татарстанские рыбопереработчики вынуждены выкупать у них рыбу и везти обратно.

«Приходится отбиваться»

Сотрудник компании-переработчика заявил Inkazan, что и такой способ работы не устраивает Подгорнова. Для открытия производства они выкупили часть территории обанкротившегося агропредприятия, подвели коммуникации, устроили цех. Продукцию намерены продавать туристам в Болгаре, а затем выходить на «большой» рынок.

Производитель заявляет, что на компанию оказывается давление. В контролирующие органы поступают анонимные жалобы: компанию обвиняли в браконьерстве и «разгоне аграриев». Пришлось объяснять Управлению по борьбе с экономическими преступлениями, что территория законно выкуплена у предприятия-банкрота.

«Наши органы здесь адекватные. И когда им оттуда (из Казани – Inkazan) звонят постоянно по этим вопросам… Это же Болгары, тут все друг друга знают – и когда к тебе подъезжает начальник и говорит, что «опять на вас что-то пытаются»… Мы это знаем», - заявил один из сотрудников компании.

На предприятии Inkazan сообщили, что периодически на территорию приезжают люди, которые ведут фотосъемку и пытаются общаться с сотрудниками. Иногда приезжают незнакомые рыбаки, которые предлагают купить сырье. Однако работники компании уверены, что это провокация, а рыба может оказаться добытой незаконно.

«Тяжело, когда тебе приходится не экономикой заниматься, а «отбиваться». Это морально подавляет. Он (Подгорнов – Inkazan) сейчас на пределе «красной черты». И если они ее перейдут, провокацию какую-нибудь устроят, будет просто поздно», - заявляет руководство компании-переработчика.

Незащищенные люди

По словам собеседника Inkazan, Подгорнов не только не организовал производство, но и не трудоустроил рыбаков. Сейчас все они работают по трудовому договору без социальных льгот и отчислений в пенсионный фонд. По установленным предпринимателем правилам, они должны платить ему 8 тысяч за право ловить рыбу.

На Подгорнова работает около 100 бригад рыбаков. «И у них уже «накипает». Потому что придет зима, а рыбы нет. А надо 8 тысяч отдать, иначе все документы заберут, работать не дадут. И что делать? Кто в долги, кто пенсию свою отдает. И это все умалчивается», - заявил собеседник Inkazan.

В 2017 году глава управления по охране и использованию объектов животного мира РТ Федор Батков заявил, что Спасский район является лидером по числу браконьерских станов по ловле рыбы. Было зафиксировано 26 станов. Батков добавил, что в муниципалитете действует «целый теневой рынок» по продаже рыбы.

Жители района, работающие в сфере рыбного промысла, возмущены сложившимся положением. По их словам, Подгорнов мог бы официально трудоустроить рыбаков и встретиться с теми, кто зарабатывает, обрабатывая рыбу на дому, предложив им работу. Пусть даже с минимальной зарплатой.

«Рыбак – это человек, который живет в отдельном мире. Он не видит городов, не знает, что такое соцсети. Это простые люди, они юридически не подкованы, работяги. Их «доят» годами, а сделать они ничего не могут. Они незащищенные люди. Они знают, как рыбу ловить и семью кормить», - заявил сотрудник перерабатывающего предприятия.

Власти Татарстана активно рассуждают о повышении уровня жизни на селе, развитии предпринимательства и собственного производства. Активно обсуждается идея создания аквакультурного кластера, где будут выращивать мальков. Однако кто в таких условиях ведения бизнеса будет заниматься ее переработкой – неясно.

В рейтинге социально-экономического развития районов республики за 2017 год, составленном минэкономики РТ, Спасский район занял последнее, 45 место.

В скандальном рейтинге делового климата бизнес-омбудсмена РТ Тимура Нагуманова, представленного осенью 2017 года, Спасский район занял 27 место. Согласно представленным данным, в районе есть деловая активность. Однако она падает, а климат и ожидания бизнеса – негативные.

«Любой бизнес - непростое дело, особенно сейчас, когда есть куча разных решений, законодательных ограничений. Есть самозанятые, есть индивидуальные предприниматели, есть малые предприятия…» - сказал Inkazan глава Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.

"