Posted 15 июня 2022,, 17:17

Published 15 июня 2022,, 17:17

Modified 18 сентября 2022,, 15:17

Updated 18 сентября 2022,, 15:17

Воздух Татарстана: чем мы дышим

15 июня 2022, 17:17
«Если хочешь горный воздух — ты должен жить в горах. Если живешь в городе, то здесь есть соответственное влияние», — заявил министр экологии Татарстана Александр Шадриков. Какое это влияние, изменилась ли атмосфера в регионе за 30 лет, и чем дышит республика — в материале редакции.

В Татарстане за 30 лет экология стала лучше: выбросов от машин и заводов меньше, свалки приводят в норму. Но в ряде мест все равно нет большого желания дышать полной грудью.

«Главное — это люди. Если говорить о науке, ПДК, формальдегиде, диоксиде — это мало что говорит жителям. Наша задача, чтобы человек вышел на улицу — был чистый воздух, чтобы он пил чистую воду, мог купаться в реке. Чтобы было как можно меньше жалоб»заявил Шадриков

Пока четверть татарстанских пляжей не соответствуют санитарным нормам. Воду из-под крана пьют только самые отчаянные. Жалобы на качество воздуха все же есть.

Что загрязняет воздух в Татарстане

С 1998 года промышленность Татарстана сделала большой рывок. Внутренний валовый продукт вырос в 2,6 раза. При этом, по словам Шадрикова, объемы выбросов вредных веществ в воздух уменьшились на 21,4%.

Вред от пробок и автобусов

В 1991 году выбросы от автомобилей достигали 437,1 тысячи тонн. В 2021 году — 119,7 тысяч тонн. Снижение — на 72,6%. Одна из причин положительной динамики — переход на экологически чистые виды топлива и внедрение электротранспорта.

В Казани метро перевозит 76 тысяч пассажиров в сутки, трамвай — 53 тысячи человек, троллейбус — 35 тысяч человек. Чтобы перевезти всех этих людей нужно было бы сделать 1 738 автобусных рейсов, которые являются загрязнителями воздуха.

Несмотря на положительные данные, стоит отметить: по информации исполкома города, самым популярным видом общественного транспорта является автобус. Хотя за год выбросы от одного автобуса достигают 12,8 тонны в год.

Шадриков рассказал, что уменьшение пробок на Ленинской дамбе на 11 минут позволило уменьшить выбросы на 8%. Статистики о том, какое количество выбросов получается от пробок из казанских поселков, министр представлять не стал.

Что касается личных автомобилей, то раньше не соответствовали нормативам 27,5% транспорта. Сейчас его число упало до 2,8%.

Заводы как главные загрязнители

Выбросы от заводов в 1991 году были на уровне 581,3 тысячи тонн. Теперь они сокращены до 322,7 тысячи тонн.

Самый большой «вклад» в загрязнение воздуха вносят предприятия топливной промышленности — 59%. Они опережают своих конкурентов с большим отрывом. У теплоэнергетики — 17%, нефтехимической промышленности — 21%.

Если все предприятия за 30 лет уменьшили влияние на экологию, то с топливная промышленность увеличила на 15%. При этом выбросы в атмосферный воздух от предприятий топливной промышленности снизились в 2 раза. С 231,7 тысячи тонн до 108,1. Это достигается путем снижения выбросов попутного газа и модернизацией оборудования.

Называть главных «загрязнителей» Шадриков не стал. По его словам, самые злостные — это те, против которых возбуждены уголовные дела. В 2021 году экологи направили в МВД и следком 9 материалов. По 4 из них возбуждены уголовные дела, два из которых — против неустановленных лиц.

«Мы недавно судились с одним предприятием, за то, что мы до суда назвали его. И они подали иск на нас, что мы порочим их доброе имя», — рассказал министр.

Казанский воздух

В Казани выбросы в атмосферный воздух за 30 лет снизились на 49,5%. В 1991 году в воздух выбрасывали 78,2 тысячи тонн вредных веществ. Сейчас объём составляет 28,7 тысячи тонн. Это произошло за счет модернизации производства, ликвидации и выноса за город старых предприятий.

К примеру, пропали «Шарикоподшипниковый завод», «Казанский Мясокомбинат». За пределы города вынесли «Казанский комбинат строительных материалов», «Каздорстрой», «ДорСтрой Казань».

При этом в городе продолжают работать «Казаньоргсинтез», потушить факела которого неоднократно требовали активисты, уверяя, что данная технология давно устарела. Или недавно горевший «Нэфис Косметикс», который располагается в самом центре города.

Больная тема

По словам министра экологии, для него больная тема — это Самосыровская свалка. Шадриков считает, что районом с самым плохим качеством воздуха, является тот, на который больше всего жалоб. На Самосыроыскую свалку с 2019 года пожаловались более 300 раз. Многие из писем были коллективными.

В прошлом году началась рекультивация полигона, ее закрыли на глиняный замок в рамках программы «Чистая страна». Там должна пройти активная дегазация. Министерство экологии планирует в течение 20-25 лет получать со свалки электроэнергию.

«То, что негативно влияло на качество атмосферного воздуха, будет приносить пользу»считает Шадриков

Министр заявил, что жалоб от людей, живущих недалеко от Самосыровской свалки, становится меньше. При этом если открыть любой из тематических пабликов, то можно убедиться, что реже жаловаться на неприятный запах в городе горожане не стали. К примеру, 6 июня, они сообщали о «удушающем химическом запахе» со стороны Восточного полигона.

Промышленные города

В Набережных Челнах за 30 лет выбросы в атмосферу сократились на 36,1 тысячи тонн и составляют 20 тысяч тонн. «Камаз» снизил свои выбросы на 9,4 тысячи тонн в год, а «Татэнерго» — на 1,65.

В Нижнекамске функционирует промышленный узел — один из крупнейших в России. За 30 лет в городе воздух стал чище на 49,8 тысячи тонн выбросов. При этом они все равно больше, чем в Казани и в Набережных Челнах вместе взятых — 57,9 тысячи тонн.

Шадриков заявил, что в 2020 году жители Нижнекамска в 6 раз меньше жаловались на качество воздуха, чем в 2019 году. В 2021-м число жалоб уменьшилось еще в 4 раза. По его словам, новые системы мониторинга позволяют узнать, кто конкретно делает выбросы.

Кто контролирует качество воздуха

Минэкологии продолжает следить за загрязнением атмосферного воздуха. Его ведут 16 автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха, плюс есть 8 постов на предприятиях. Также министерство использует 6 передвижных экологических лабораторий.

При этом главный вопрос, который поднимали казанцы — это открытость этих данных. Министерство уже неоднократно озвучивало планы сделать их публичными. В этот раз пообещало вновь, но сроков не назвало. В этом году уже не успеют. Возможно, узнать, чем же дышат горожане, им удастся в следующем году.

"