Posted 15 ноября 2016,, 12:45

Published 15 ноября 2016,, 12:45

Modified 12 сентября 2022,, 06:36

Updated 12 сентября 2022,, 06:36

Турция поможет решить проблему с инвесторами для Свияжского мультимодального центра

15 ноября 2016, 12:45
Работа над проектом Свияжского мультимодального логистического центра активизировалась. У властей Татарстана вновь появился интерес к нему. К такому выводу пришли опрошенные Inkazan эксперты.

фото: realnoevremya.ru

Работа над проектом Свияжского мультимодального логистического центра начались в Зеленодольском районе Татарстана 10 лет назад — в 2006-м. Строительство началось в 2010 году. Подрядчиком стало ПСО «Казань». Сроки сдачи первой очереди переносились. Сначала сообщалось о 2012 годе, в итоге ее торжественное открытие состоялось в декабре прошлого года.

Центр строили на бюджетные деньги, частные инвесторы так и не включились в проект. Хотя ожидалось, что при общем объеме вложений в 20 миллиардов рублей, частные инвесторы направят в проект порядка 12,5 миллиардов.

По замыслу властей республики, центр должен стать ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов в Поволжском регионе, а также крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов.

Судя по тому, как прошло торжественное открытие, интерес властей к проекту Свияжского мультимодального центра угас. Его открыл вице-премьер Алексей Песошин. Глава РТ Рустам Минниханов и министр транспорта РФ Максим Соколов наблюдали за этим из Москвы по трансляции. Для сравнения: в августе 2016 года они приехали в тот же Зеленодольский район открывать путепровод.

фото: realnoevremya.ru

Однако за последние три месяца ситуация изменилась. В августе 2016 года появилась информация, что логистический центр войдет в инфраструктуру ОЭЗ «Алабуга». Спустя месяц появились другие данные — объект может стать самостоятельной особой экономической зоной. 14 ноября Минниханов провел встречу с председателем правления организованной промышленной зоны «Гебзе» (GOSB) Вахидом Йылдырымом.

Йылдырым сказал, что площадка Свияжского центра представляет интерес, здесь все предусмотрено для ведения бизнеса. Минниханов предложил создать рабочую группу по совместному проекту на базе Свияжского мультимодального логистического центра. От Татарстана в рабочую группу войдут министерства экономики, транспорта и дорожного хозяйства РТ, Зеленодольского муниципального района. Ориентировочно через месяц, по результатам деятельности рабочей группы, татарстанско-турецкий проект обсудят еще раз.

Встреча Рустама Минниханова с представителями промышленной зоны «Гебзе». фото: prav.tatarstan.ru

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что правительство республики подыскивает «адекватную» юридическую форму для проекта мультимодального центра. Эксперт охарактеризовал проект, как полезный для организации логистических цепочек.

«Удачное расположение республики в целом и Свияжского мультимодального логистического центра на пересечении транзитных коридоров восток-запад и север-юг создают определенные преимущества, от которых не хотелось бы отказываться», — говорит он.

Одновременно, говорит Калачев, идет поиск инвестора, так как бюджеты России и республики в настоящее время нацелены на снижение расходов. Плановый объем инвестиций в проект должен превысить 20 миллиардов рублей. На первом этапе объем вливаний составил восемь миллиардов рублей. Из них бюджет РФ выделил 6,5 млрд рублей, татарстанская казна — 1,5 млрд. По словам Калачева, еще 12 млрд рублей должны составить частные инвестиции, их еще предстоит найти.

«Если турецкий партнер (промышленная зона «Гебзе») возьмется за создание совместной промышленной зоны на базе Свияжского мультимодального логистического центра, проблемы инвестиций будут решены ко всеобщей пользе. Вешать эту нагрузку на ОЭЗ «Алабуга», да еще и в такой территориальной удаленности, я думаю, не стоит», — сказал Калачев.

Расположение Свияжского логоцентра неподалеку от Казани, на пересечении железнодорожных, автомобильных и водных путей достаточно выгодно, чтобы обеспечить окупаемость проекта, говорит аналитик, но инвестиционная нагрузка на данном этапе высока.

«Отдельную экономическую зону, конечно, можно создать, однако эта форма перестала быть актуальной после того, как в ней разочаровалось правительство. Решено больше не создавать новых зон, закрыть неэффективные, а действующие передать в управление регионам. Эта форма сама по себе не решает проблемы поиска инвесторов, а теперь и издержки по предоставлению льгот резидентам ОЭЗ ложатся полностью на республиканский бюджет. В таких условиях форма промышленной зоны или индустриального парка может оказаться более гибкой и менее затратной. Тем более, если под нее, кажется, нашли иностранного инвестора», — резюмировал Калачев.

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова считает, что власти Татарстана активизировали работу по привлечению заинтересованных лиц и бизнеса в Свияжский мультимодальный центр. И это добрый знак, который свидетельствует, что у проекта есть серьезный потенциал. В противном случае его было бы проще закрыть, чем вывести на новый уровень и в плане финансов, и в плане долгосрочных контрактов, говорит Бодрова. Сама по себе площадка Свияжского центра уже адаптирована для ведения бизнеса, поэтому создание на его основе особой экономической зоны оправдано, прежде всего, меньшими финансовыми затратами, считает она.

«Привлечь стратегических партнеров в особую зону – большой труд. Ни один бизнес не станет рисковать временем и деньгами, если не видит потенциала в проекте. В ситуации со Свияжском картина выглядит вполне стабильной и положительной», — говорит Бодрова.

"