Posted 15 декабря 2014,, 10:42

Published 15 декабря 2014,, 10:42

Modified 12 сентября 2022,, 03:52

Updated 12 сентября 2022,, 03:52

Как Ильсур Метшин купил справочник по архитектуре

15 декабря 2014, 10:42
На два дня пространство центра современной культуры «Смена» превратилось в огромный книжный развал, пестрящий заманчивыми цветными обложками и интересными экземплярами. На фестиваль интеллектуальной литературы, прошедший в этот уик-энд, заглянул и мэр города Ильсур Метшин, откуда, не удержавшись, тоже унес внушитель...

Сотни книг, аккуратно выложенных на столах в «Смене», привлекли большое количество горожан провести выходные не за монитором компьютера, а с толком для себя. Причем казанцев, желавших приобрести себе нового бумажного друга, оказалось настолько необычно много для «Смены», что в гардеробе даже не для всех хватило места.

Фестиваль интеллектуальной литературы – это первый подобный проект центра современной культуры «Смена». Задача, которую его организаторы поставили перед собой – знакомство казанцев с современными издательствами. Впрочем, привередливые казанские книгоманы и раньше могли приобрести хорошие издания по дизайну, архитектуре, философии и другим областям: в «Смене» почти год работает книжный магазин, о котором InKazan уже писал. Теперь время масштабности: множество книг для широких масс.

Книги, представленные на фестивале, не найти на полках обычных магазинов: красивые издания с качественной печатью и бумагой или репринтные экземпляры, большие и маленькие, в мягкой обложке и в твердой, о дизайне, урбанистике и жизни – все книги можно было приобрести по издательским ценам, которые ощутимо отличаются от тех, которые мы привыкли видеть в книжном масс-маркете. Кстати, организаторы не забыли и о самых юных гостях: специально для них на фестивале были представлены детские издания и организованы мастер-классы.

Среди покупателей можно было встретить и мэра города. Ильсур Метшин охотно интересовался книжными новинками в области урбанистики и архитектуры.

Среди внушительного количества книг, приобретенных мэром, были выпущенные издательством «Стрелка» одноименного московского института дизайна.

Программный директор фестиваля интеллектуальной литературы Кирилл Маевский

«Не было такого, что мы сидели и штурмили, думали, что бы нам сделать такого масштабного. Идея родилась сама собой и выросла из задумки создать книжный магазин», — рассказывает арт-директор центра современной культуры «Смена» Кирилл Маевский. По словам организаторов, им было неинтересно проводить просто ярмарку: хотелось масштабности и полноценности, поэтому здесь появился лекторий и детская зона.

Лишь книгами организаторы решили не ограничиваться: в лектории фестиваля можно было послушать в режиме нон-стоп самых разных спикеров на самые разные темы – будь-то кризис в глобальной системе или интерпретация произведений искусства. Корреспонденты InKazan побывали на лекции заместителя декана факультета дизайна НИУ ВШЭ, искусствоведа Егора Ларичева.

Егор также рассказал о выставке «Weltformat: швейцарский плакат в Казани», которая должна была открыться в день старта фестиваля, но теперь это случится лишь в январе из-за логистических проблем.

О дизайне в городском пространстве Егор рассказывал на примере разных городов. Так, для Жуковского команда специалистов разрабатывала бренд города, а для Самары создавала электронный путеводитель, систему QR-кодов для доступа к информации о достопримечательностях города и фирменный стиль.

«Казань мне кажется довольно большим городом. Здесь создается впечатление, что большинство людей перемещается пешком и на велосипедах, — говорит Егор Ларичев, — С точки зрения дизайна, могу сказать, что в Казани мне симпатичны полукруглые навигационные адресные таблички, несмотря на то, что они не всегда читаемы. С точки зрения навигации культурной, можно похвалить то, что есть карты с указанием музеев, важных исторических локаций, правда, таких стендов не очень много. Но важно, что есть интенции в этом направлении, и это хорошо».

Корреспонденты InKazan поинтересовались у Егора и мнением по поводу брендинга городов, ведь у Казани тоже скоро появится свой. «Для того, чтобы разработать бренд, необходимы исследования. Визуализация в этом деле важна, но намного важнее то, что содержит в себе этот бренд, как он позиционирован, зачем он создается и кому это нужно. Необходимо понять смысл. Бренд города — это системная история: есть туризм, есть история, есть музеи, библиотеки, владельцы хостелов, и все они между собой связаны. К тому же не стоит забывать о том, что Казань сегодня – это хаб, место, которое можно использовать как базовое для поездок в ближайшие города – будь-то Свияжск, Болгар и другие, — рассказывает Егор, — Здесь важно не кто бренд создает, а как. Идея о том, что можно позвать крутых дизайнеров, которые все придумают за тебя, откровенно плоха. С такими брендами обычно начинаются проблемы: люди получили красивую картинку, расклеили ее везде, но желаемого эффекта нет. У меня глубокое убеждение, что брендинг города должен быть низовым, нужно идти от городских потребностей. Упаковка может быть любая, но дизайн – это не упаковка, это отражение культуры, вскрытие ситуации».

Больная тема городов — проблема с вывесками. Их много, они не отвечают единым требованиям. Владельцы магазинов и заведений вешают их как им заблагорассудится. Итог — визуальная какофония. На фото — рекомендация о том, какой должна быть правильная вывеска и как она должна быть расположена на фасаде здания. Зеленым помечено верное решение, красным — нет.

Двухдневный книжный марафон, завершившийся накануне — не последнее подобное мероприятие. Организаторы обещают, что интеллектуальных казанцев в мае будет ждать новый фестиваль.

[mceAuthor] Фото: Максим Платонов[/mceAuthor]

"