Posted 16 января 2020, 14:27
Published 16 января 2020, 14:27
Modified 11 сентября 2022, 18:23
Updated 11 сентября 2022, 18:23
На заседании присутствовала помощник главы Татарстана Олеся Балтусова. Будущее исторического района Зеленодольска в свое время разрабатывалось с ее участием -комитета ОКН еще не существовало. С тех пор прошли годы, но все, что случилось с «Полукамушками» – расселение и пожары, не считая восьми домов, в которых идет капремонт.
В микрорайоне 26 домов, построенных «Французским акционерным обществом» в 1900 году. В 1994 году был утвержден перечень ОКН Татарстана, в который включили «Полукамушки». Спустя 20 лет их расселили - дома признали аварийными и подлежащими сносу. Восемь из них имеют статус ОКН местного значения.
В них идет капремонт, после которого проживавшие там люди вернутся в свои квартиры. На это выделили 109,7 млн рублей, еще 68,34 млн направили на строительство и подведение инженерных коммуникаций. На заседании Гущин большую часть доклада посвятил истории микрорайона. Он напомнил, что «Полукамушки» в июле 2019 года горели едва ли не каждый день.
Для борьбы с поджигателями была нанята частная охранная организация, содержание которой обошлось городу в 100 тысяч рублей в месяц. Гущин сообщил, что комитет ОКН выступает потерпевшей стороной в деле о поджогах, сейчас расследованием занимается полиция. Что же делать с микрорайоном?
«Решение вопроса – передать жилые дома потенциальным инвесторам для организации бизнес-истории. На данный момент этого не произошло. Очередь из инвесторов не стоит», - заявил Гущин. Одним из препятствий для потенциальных спонсоров является то, что это исторически ценный объект недвижимости.
Ориентировочная стоимость 18 домов – порядка двух миллионов рублей плюс к этому идет кадастровая цена и прочие траты. Согласно законодательству, включенные в государственный реестр ОКН можно отдавать в аренду за 1 рубль. Однако 26 домов микрорайона, по словам Гущина, не являются таковыми, а значит отдать их инвесторам нельзя.
Гущин акцентировал внимание на том, что на заседании обсуждаются только намерения по сохранению и развитию территории. Они не есть окончательное решение или архитектурный проект. До финишной прямой нужно решить законодательные проблемы в части предмета охраны: на «Полукамушки» наложены строгие ограничения - перестраивать их нельзя.
Гущин рассказал, что инвестор в 2019 году был, но «сбежал». Городской исполком подыскал нового спонсора, который готов взять только шесть-семь домов из 18-ти. Что именно хочет город и комитет ОКН – не ясно.
Гущин предоставил слово замруководителя центра культурного наследия Татарстана Алексею Карасеву. Он выступил с презентацией концепции будущего микрорайона «Полукамушки 2.0». По задумке, это будет «французский квартал». Для этого специалисты провели анализ окружающей территории – шесть многоэтажных домов, три магазина, одна стоматология.
«Мы предлагаем к реконструкции 15 домов, это увеличит их площадь на 3 320 квадратных метров», - объявил Карасев. Согласно проекту, в домах будут стеклянные веранды, панорамные крыши и так далее. Но понравится, ли такой формат инвестору неизвестно: спонсоров нет.
Представители исполкома Зеленодольска, в свою очередь, рассказали о том, каким они хотят видеть микрорайон. Конкретного предложения не прозвучало, только пожелания. Это – и досуговый центр, центры детского творчества, центральную улицу микрорайона по типу Арбата.
При этом участники заседания отметили, что не все планы после их реализации будут идеальны. В случае, если часть домов станут жилыми апартаментами, то им будут мешать рестораны, которые расположатся в других полукаменных домах. Окна других домов, которые возьмет под опеку инвестор, будут выходить на сгоревшие бесхозные «Полукамушки».
Вопрос сохранения исторического образа тоже сложный. Советник министра строительства Татарстана Николай Васильев заявил, что пока ничего конкретного не звучит. Принять какое-либо решение невозможно, так как ничего не расписано. Вскоре Гущину задали конкретный вопрос: собирается ли комитет ОКН менять законодательно статью «предмет охраны»?
«Мы не собираемся менять предмет охраны, мы обсуждаем намерения об изменениях в предмете охраны», - сказал Гущин. Он заявил, что ведомство сегодня готово заказать необходимые экспертизы, разработать градостроительные регламенты для реализации проекта. Балтусова сказала, что вся работа была уже проделана её командой 4 года назад.
«Я хочу призвать комитет поднять все документы с 15-16 года, исследования. Мы были уверены, что они у вас есть, но видимо нет. Эта работа была проделана. Была разработана концепция. Решение было сформировано и взвешено. Был средний вариант», - сказала она. По ее словам, работа нуждается в актуализации, но «сверхнового» за 4 года вокруг микрорайона не появилось.
Балтусова предложила разослать всем членам совета информацию о «Полукамушках», чтобы было что обсуждать. Почему проект не был доведен до конца? Балтусова заявила, что тогда возникли проблемы с расселением домов. Начинать строить и обновлять «Полукамушки» с жильцами внутри было невозможно, а вскоре был создан комитет ОКН с Гущиным, и она отошла от дел.
Тем не менее, на анализы, экспертизы, проекты были выделены бюджетные средства, и они были потрачены. КПД от действий Балтусовой тех времен равен нулю. Сейчас «Полукамушки» начинают разрабатываться заново. Однако Гущин не исключил, что можно использовать уже готовое решение, появившееся 4 года назад.
«Понравится ли это инвестору?», - снова задался вопросом Гущин, заявив, что со всеми предыдущими разработками он ознакомлен.
Окончательного решения по «Полукамушкам» нет. В дальнейшем будут проходить очередные заседания различных советов при комитете ОКН. Но в это время пустующий микрорайон будет гнить и гореть, пока вовсе не исчезнет. Тогда точно никакой инвестор в исторический центр Зеленодольска не придет.