Posted 16 мая 2011,, 12:39

Published 16 мая 2011,, 12:39

Modified 11 сентября 2022,, 17:53

Updated 11 сентября 2022,, 17:53

Ретроспектива: как женились в Советском Cоюзе

16 мая 2011, 12:39
Ретроспектива: как женились в Советском Cоюзе

Брак, пожалуй, единственная вещь, которой пошла на пользу советская идеология. До революции в России из-за сложности с регистрацией один ребенок из шести был внебрачным и не имел почти никаких прав. Советский союз устранил понятие третьесортного и смешанного браков и сделал людей равными в их правах. Но отнял веру и благословение, заменив попа девкой в национальном костюме. Свадебные традиции менялись вместе с длиной платья невесты. Рубрику «Ретроспектива» Инказан продолжает рассказом о свадьбе в СССР.

На первой фотографии Мария и Борис Руслановы, 1957 год.

До 20-ых годов молодожены часто собирали родственников с обеих сторон в разные дни и поздравлялись по очереди. Да и вообще, в то время молодой человек и девушка уже считались мужем и женой, когда начинали жить вместе. Самые отважные регистрировали брак только тогда, когда женщине уже приходила пора отправляться в родильный дом.

Любовь и Явдат Габдрахмановы. Свадьба состоялась 31 декабря 1975 года. Молодые не случайно назначили эту дату: они рассчитали, что спустя 25 лет в этот же день они отметят серебряную свадьбу, юбилей мужа (45 лет), новый год и смену тысячелетий!

С 20-ых годов запретили венчание. Что интересно, раньше сначала венчались, а потом уже регистрировались. Сегодня принято наоборот: сначала прочувствовать все прелести совместной жизни и только спустя несколько лет ставить отметку в церковной книге. Чтоб не было неудобно перед Богом, если надумаешь разбегаться. Традиция выкупа невесты тоже ушла в прошлое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане считали себя интеллигенцией. Выкуп вернулся в начале 70-ых годов. Хотя сейчас в светском обществе невесту тоже не выкупают, считая это некультурным — человека ведь продать нельзя.Пышных церемоний тогда не было, молодые просто забегали расписаться в загс — это называлось красной свадьбой (стол для регистрации был покрыт обязательной красной скатертью). И только уже дома устраивали небольшие посиделки. Вот и вся церемония.

В 30-40-ых начался бум красных свадеб, дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками. Чтобы восстановить страну после страшных людских потерь во время войны, государство бросилось взимать с мужчин дополнительный налог, если те не хотели обременять себя семьей и потомством. [mceTxtCut]Штраф этот так и назывался — холостяцкий. [/mceTxtCut] Кто-то готов был заплатить (деньги-то небольшие), лишь бы остаться свободным.

Любовь и Рашит Замалеевы, 1975 год

На пышные торжества денег у людей, конечно, не было. Чтобы как-то поощрить желающих создать семью, новоиспеченным молодоженам выдавали дотации на свадьбу. Правда, для этого нужно было обязательно быть комсомольцем. Хотя в то время других и не водилось. Иногда жениху и невесте давали автомобиль: простых людей на регистрацию возили на «Москвичах», непростых — на черных «Волгах». Не было денег и на свадебные наряды: у друзей брали не только платья, костюмы и обувь, но и кольца! Выйдя из загса, молодожены снимали чужие кольца, а свои им удавалось купить только спустя несколько лет, а то и к серебряной свадьбе.

[mceTxtCut]В 1960-м году появились дворцы бракосочетания, здесь проходила не только регистрация, но и торжество. [/mceTxtCut]Всё как положено — с цветами и оркестром. В конце 50-ых стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила — как подготовиться к свадьбе (где и что купить и взять в аренду) и как жениться (давали по 2-3 дня выходных). Родственникам и друзьям было рекомендовано дарить небольшие подарки, ведь они вручались в загсе. Невесту поздравляли розами, жениха — гвоздиками. Очень приветствовались веточки с ягодами калины и рябины. Обязательно было присутствие людей в национальной одежде, часто они были подсадными. Если на свадьбе гуляли дети, то они должны были быть одеты в школьную форму. Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба превратилась в индустрию.


Наталья и Константин Основины, 1977 год. Помните белые шелковые джентльменские платочки в карманах пиджаков современных женихов? Так вот их прототипами были сначала живые цветы или веточки, а потом кружевные платки будущих жён!

Люди быстро привыкли к такой красоте, тем более что за нее часто платил профсоюз или другая общественная организация. [mceTxtCut]В 60-ых даже появились билеты для брачующихся, на которые можно было приобрести какой-нибудь промышленный или продуктовый дефицит. [/mceTxtCut]На одну свадьбу давался один билет, вот тут-то и начиналась делёжка между родственниками. Предприимчивые мамы жениха и невесты вступали в свадебную борьбу. А иногда в тайне подавали заявления сразу в 2 загса, чтобы получить два билета.

С начала 70-ых появляется привычка ездить по местам славы, к вечному огню, братским могилам и памятнику Ленину. Начался бум на аллеи, замки, деревья и мосты молодожёнов. Людям хотелось примет, которые заставляли их верить, что жизнь будет счастливая. В 80-ых появилась традиция справлять свадьбу в два дня. Опять же, деревенские отголоски, где свадебный загул длился чуть ли не неделю. Вдруг вернулись хлеб-соль и величальные песни.

Любовь и Петр Борисовы, 1980 год

Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. В пул подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. Так что оккупированный толпой жених покрывался холодным потом уже на подступах к дому. Выкрутиться помогали друзья, которые стали делать заготовки в виде дешевого шампанского и коробок конфет.

Кстати, раньше организация свадьбы часто ложилась на плечи друзей. Все срочные вопросы решали свидетели — они были не только официальными «понятыми», но и выполняли роль поставщика продуктов, завхоза и тамады.Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой, и ни один из них не должен быль быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

Распад Советского союза мало отразился на свадебном обряде, сильное влияние на него оказали европейские и американские традиции. Когда пост-советское телевидение скопом запустило бразильские и аргентинские сериалы, в моду вошли церемонии на открытом воздухе или в церкви. В молодожёнов бросали рисом, гостей кормили у шведского стола, в морозилке долгое время валялся кусок свадебного торта с шоколадными фигурками жениха и невесты, а свадебное путешествие по морям и странам стало делом обыденным. Так появилась на свет псевдо-российская свадьба.


Фотографии из архивов семей Руслановых, Щербаковых, Габдрахмановых и Замалеевых.

"