Posted 16 мая 2019,, 10:26

Published 16 мая 2019,, 10:26

Modified 17 сентября 2022,, 16:03

Updated 17 сентября 2022,, 16:03

Минздрав РТ научит медсестер думать по примеру японских автозаводов

16 мая 2019, 10:26
По словам министра здравоохранения РТ Марата Садыкова, сейчас в Татарстане насчитывается 34 тысяч медицинских работников со среднем и высшим сестринским образованием. Ведомство планирует ввести в республике технологию «бережливой поликлиники». Младший медицинский персонал научат думать по примерам японских автозаводов.

В Казанском государственном медицинском университете (КГМУ) проходит научно-практическая конференция, посвящённая Международному дню медицинской сестры, в рамках которой минздрав РТ планирует затронуть тему бережливого производства и бережливой поликлиники.

«Мы должны переформатировать и создать так называемую бережливую поликлинику. Основная цель - не только модернизация, но и эффективное использование всех материальных и человеческих ресурсов для достижения основной цели – доступности и качества оказания медицинской помощи нашему населению», – заявил Садыков.

Отвечая на вопрос корреспондента Inkazan о предпосылках создания в Татарстане бережливой поликлиники, министр сказал, что в 2017-2018 годах проект был запущен в пилотном режиме и что в республике действует программа «Дружелюбная поликлиника», которая сейчас будет модернизироваться в бережливую.

Главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью минздрава РТ Луиза Губаева заявила, что главная мысль бережливой поликлиники – это оптимизация процессов. Например, каждый сотрудник должен понимать свой функционал и не делать несвойственную ему работу.

«Должна работать вся система. Но система не может быть только за счет управленческого персонала. Система будет работать только тогда, когда каждый сотрудник, начиная от главного врача и заканчивая санитаркой или младшей медсестрой, будет активно принимать участие в создании бережливой поликлиники», – сказала Губаева.

По ее словам, первыми технологию бережливого производства предложили японские специалисты на автомобильном заводе, но сейчас эта методика адаптирована в том числе и для медучреждений.

В частности, в бережливых поликлиниках должен измениться формат регистратуры – вместо привычного окошка появятся call-центры, электронная запись и персонал, который встречает пациентов на входе и помогает сориентироваться.

Что касается работы сестринской службы, то это правильная расстановка документов (любой документ должен находиться в течение трех секунд). Это порядок на рабочем месте (освобождение рабочего места от ненужных бумаг). И оптимизация движений медсестры на уровне процедурного кабинета и забора крови.

«Чтобы медицинская сестра не делала лишних движений. Чтобы у нее процесс был настолько обдуманным. Все это призвано к тому, чтобы медицинская сестра тоже начала задумываться: ‘’а зачем мне ходить лишние 10 шагов, если я могу это сделать, для удобства, и оптимизировать мой процесс прямо здесь у меня на рабочем месте?”», – заявила Губаева.

По мнению представителей минздрава РТ, оптимизация поможет сделать так, чтобы у медсестер было больше времени на пациентов. По словам Губаевой, если проанализировать жалобы от посетителей поликлиник, то выясняется, что нареканий на профессионализм медработников нет, но есть недовольство отсутствием внимания и «не совсем доброжелательное отношение».

«Мы хотим оптимизировать их процесс, чтобы у них больше времени осталось на улыбку, на ласковое слово и на приятный взгляд», – сказала специалист. Сейчас в этом направлении работает поликлиника №21 в Казани.

В октябре, отчитываясь о проделанной работе и планах министерства, Садыков привел несколько цифр. По его словам, в отрасли решается проблема нехватки кадров, в частности благодаря высоким зарплатам - в среднем около 65 тысяч рублей в месяц. При этом годом ранее тогда еще министр здравоохранения Адель Вафин говорил о 16 тысячах.

"