Posted 16 августа 2010,, 10:38

Published 16 августа 2010,, 10:38

Modified 12 сентября 2022,, 14:59

Updated 12 сентября 2022,, 14:59

Когда Булак был трамвайным

16 августа 2010, 10:38
Когда Булак был трамвайным

В Казани 80 лет назад на Булаке не было «пробок». Там были трамвайные линии. Трамвай «пятерка» не просто ходил по Право-булачной. Он вдобавок ещё и проезжал по мосту, пересекая протоку. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Снимок в очередной раз дает нам повод поговорить об истории казанского трамвая. На этот раз о межвоенной его истории. Внимательный читатель найдет в тексте и упоминание о линии по Правому Булаку. Это отрывок из моей книжки, выпущенной к столетию Казанского трамвая в 1999 г.

Маршрутная сеть дореволюционных лет имела мало общего с существующей. Сейчас даже трудно представить себе трамвай, спускающийся по Касаткиной улице на Федосеевскую, сворачивающий с Университетской на Проломную (Баумана) или проезжающий по улице Вишневского до инфекционной больницы. И совсем уж невероятным кажется трамвай на давно заброшенном «горбатом» мосту через старое русло Казанки. Отметим, что именно через этот мост проходил первый трамвайный маршрут, открытый при советской власти. Маршрут этот, «пятерка», был пущен 5 ноября 1930 г. Начинался он в Суконной слободе, там, где пересекаются улицы Петербургская и Эсперанто. Кроме «пятерки», Суконная слобода была начальным пунктом еще двух маршрутов: отсюда уходила «единица» на Устье, а на вокзал по нынешней улице Баумана шла «четверка». «Пятерка» же, пробежав по улице Свердлова до Кольца, поворачивала налево к Булаку. Через протоку был перекинут шестипролетный деревянный мост длиной 35 и шириной 2-1,4 м. Докатив до угла ул.Нариманова, «пятерка» поворачивала направо к вокзалу. Миновав его, она выходила на Адмиралтейскую дамбу и небольшой отрезок пути пробегала справа от железной дороги. Затем по улице Серп и Молот трамвай выходил на горбатый мост и следовал дальше по улицам Табейкина и Краснококшайской до пересечения с улицей Карла Либкнехта.Поначалу длина маршрута составляла 7,7 км, но через полтора года, с 10 марта 1932 г. маршрут был сокращен: вместо Суконки вагоны пятого маршрута разворачивались на Кольце. Несчастный мост через Казанку часто выходил из строя, и тогда движение организовывали с пересадкой — пассажиры переходили мост в пешем порядке, а там снова садились в трамвай. Движение на небольшом ягоднослободском участке линии обеспечивали два моторных вагона. В октябре 1935 г. движение трамвая по мосту было восстановлено в последний раз, чтобы в мае 1937 г. прекратиться навсегда.

В трамвайных документах есть несколько листочков машинописи с заглавием «Пояснительная записка к ориентировочным наметкам развития Казанского городского трамвая на 1936-1937 гг.» Согласно этим наметкам планировалось продолжение трамвайной линии из Ягодной слободы до «Кинопленки» по улицам Краснококшайской и Фрунзе. Эта линия не была построена, но трамвай к «Кинопленке» все же пришел, однако попозже и с другой стороны: многие еще помнят вагончик «десятки», бегавший по 9-й Союзной от перекрестка с улицей Декабристов до «Кинопленки». Напомним, что 9-я Союзная — это нынешняя улица Восстания. Петли у маршрута не было, в вагоне было две кабины: водитель просто перекидывал дугу и пересаживался в другую кабину своего тяни-толкая.

Летом 1933 года маршрут «пятерки» немного изменился: по правому берегу Булака она следовала до нынешней улицы Чернышевского, пересекала Булак по деревянному шестипролётному мосту и у вокзала выходила на прежнюю трассу. В 1958 году мост этот стал железобетонным. Спустя год после пуска пятого маршрута был открыт шестой — от поля Ершова до меховых фабрик, длиной чуть меньше шести километров. Строительство новых участков осуществлялось с трудом: приходилось разбирать несуществующие линии. Еще в начале двадцатых были сняты пути с нынешней улицы Вишневского, затем подошла очередь путей по улице Дзержинского, Лобачевского, Касаткиной, Федосеевской, Красина, Миславского. 31 мая 1935 г. прекратилось трамвайное движение по улице Баумана.

Следующий, седьмой, маршрут (вокзал — Устье) был открыт уже в 1940 году. Случилось это 26 мая, а через пять дней пошли трамваи по маршруту № 8 — от вокзала до поля Ершова. Но оба эти маршрута использовали уже существовавшую рельсовую сеть. Другое дело — маршрут № 9, легендарная «девятка». Это сейчас она как-то затерялась среди других, а раньше связывала не просто два городских района, а два мира — современный, динамично развивающийся Ленинский район и так называемый «город», т.е. остальную Казань, пыльную летом и грязную весной и осенью.

Лев Жаржевский.

Фото начала 20-го века предоставлено пользователем Val Gima. Современное фото Сергея Елагина.

"