Когда Булак был трамвайным

Когда Булак был трамвайным

16 августа 2010, 14:38
Общество
Когда Булак был трамвайным

В Казани 80 лет назад на Булаке не было «пробок». Там были трамвайные линии. Трамвай «пятерка» не просто ходил по Право-булачной. Он вдобавок ещё и проезжал по мосту, пересекая протоку. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Снимок в очередной раз дает нам повод поговорить об истории казанского трамвая. На этот раз о межвоенной его истории. Внимательный читатель найдет в тексте и упоминание о линии по Правому Булаку. Это отрывок из моей книжки, выпущенной к столетию Казанского трамвая в 1999 г.

Маршрутная сеть дореволюционных лет имела мало общего с существующей. Сейчас даже трудно представить себе трамвай, спускающийся по Касаткиной улице на Федосеевскую, сворачивающий с Университетской на Проломную (Баумана) или проезжающий по улице Вишневского до инфекционной больницы. И совсем уж невероятным кажется трамвай на давно заброшенном «горбатом» мосту через старое русло Казанки. Отметим, что именно через этот мост проходил первый трамвайный маршрут, открытый при советской власти. Маршрут этот, «пятерка», был пущен 5 ноября 1930 г. Начинался он в Суконной слободе, там, где пересекаются улицы Петербургская и Эсперанто. Кроме «пятерки», Суконная слобода была начальным пунктом еще двух маршрутов: отсюда уходила «единица» на Устье, а на вокзал по нынешней улице Баумана шла «четверка». «Пятерка» же, пробежав по улице Свердлова до Кольца, поворачивала налево к Булаку. Через протоку был перекинут шестипролетный деревянный мост длиной 35 и шириной 2-1,4 м. Докатив до угла ул.Нариманова, «пятерка» поворачивала направо к вокзалу. Миновав его, она выходила на Адмиралтейскую дамбу и небольшой отрезок пути пробегала справа от железной дороги. Затем по улице Серп и Молот трамвай выходил на горбатый мост и следовал дальше по улицам Табейкина и Краснококшайской до пересечения с улицей Карла Либкнехта.Поначалу длина маршрута составляла 7,7 км, но через полтора года, с 10 марта 1932 г. маршрут был сокращен: вместо Суконки вагоны пятого маршрута разворачивались на Кольце. Несчастный мост через Казанку часто выходил из строя, и тогда движение организовывали с пересадкой — пассажиры переходили мост в пешем порядке, а там снова садились в трамвай. Движение на небольшом ягоднослободском участке линии обеспечивали два моторных вагона. В октябре 1935 г. движение трамвая по мосту было восстановлено в последний раз, чтобы в мае 1937 г. прекратиться навсегда.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter