Posted 16 августа 2021, 12:53

Published 16 августа 2021, 12:53

Modified 18 сентября 2022, 12:09

Updated 18 сентября 2022, 12:09

Как проверить квитанцию ЖКХ на правильность

16 августа 2021, 12:53
Тарифы на коммунальные и жилищные услуги постоянно меняются, а ошибки управляющих компаний в вопросе начисления платежей на услуги ЖКХ - довольно частое явление. Чтобы избежать переплаты по платежкам, нужно знать, как проверить квитанцию ЖКХ на правильность и что нужно делать, если расчеты в ней ошибочны.

Законодательное урегулирование

Для оказания услуг по содержанию жилой площади жильцы многоквартирного дома подписывают договор с управляющими компаниями либо с товариществом собственников жилья. Исключение составляют случаи, когда образуется жилищный кооператив. Все эти структуры непосредственно взаимодействуют с ресурсоснабжающими организациями – водоканалом, электросетью, теплосетью и т. д. Они же отвечают за содержание дома и начисление ежемесячных платежей за жилищные и коммунальные услуги.

Законодательно вопросы оплаты ЖКХ регламентируются следующими документами:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Федеральным законом № 261 о вопросах энергосбережения;
  • Постановлением правительства № 354 о правилах предоставления услуг ЖКХ населению;
  • Законом № 2300-1, определяющим права потребителей;
  • Концепцией ценовой и тарифной политики в ЖКХ России;
  • Жилищным кодексом РФ;
  • Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.

Дополнительно вопросы в сфере оплаты услуг ЖКХ регламентируются постановлениями местных органов власти как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Кто устанавливает тарифы

В разных российских регионах тарифы на коммунальные услуги могут отличаться. Это зависит от климатических условий, развитости инфраструктуры, численности населения. Поэтому тарификация коммунальных и жилищных услуг возложена на региональные органы власти. В отдельных случаях эти полномочия могут быть переданы на муниципальный уровень.

Что касается федерального законодательства, то Жилищный кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер тарифов ЖКХ. Максимальные индексы по тарифам устанавливаются правительством на год и зависят от изменения размера затрат по ЖКХ в среднем по регионам.

Региональные власти не имеют права устанавливать тарифы выше или ниже указанных в законе коэффициентов. Стоимость услуг ЖКХ в одном регионе не может отличаться при любом способе управления, будь то УК или ТСЖ, либо при оплате непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Контролирующим органом в этом вопросе является Федеральная антимонопольная служба, а на местном уровне – жилищная инспекция.

Управляющие компании и ресурсоснабжающие компании тарифы не устанавливают. Они лишь обязаны представить жильцу расчет оплаты услуг ЖКХ в соответствии с тарифами, принятыми в регионе или отдельном субъекте РФ. Это не касается общедомовых услуг – тарифы ТСЖ могут быть выше обычных, если в здании есть мусоропровод, лифт, домофон или другие дополнительные виды благоустройства.

Как осуществляется расчет

Оплата жилищно-коммунальных услуг может начисляться двумя способами: по показаниям счетчиков либо по нормативам потребления, установленным в регионе. Показания счетчиков умножаются на действующий тариф, а нормативы ЖКХ на одного квартиросъемщика можно найти на сайтах региональных властей.

Порядок расчетов за основные услуги ЖКХ:

  • За электроэнергию. Потребители платят по индивидуальному счетчику, а также оплачивают электроэнергию, затраченную на обслуживание мест общего пользования – за освещение подъездов, лестничных площадок, чердаков, подвалов, лифтов.
  • За горячую и холодную воду. Оплачивается по счетчику либо по нормативу, исходя из количества зарегистрированных в помещении жильцов.
  • За отопление. Оплата производится по счетчику либо по нормативу в расчете на 1 квадратный метр помещения.

Аналогичным образом рассчитываются платежи за содержание и ремонт жилого помещения, за газоснабжение, вывоз мусора, канализацию.

Что еще нужно знать

Кроме обязательных платежей по ЖКХ, жилец квартиры может воспользоваться дополнительными услугами. К ним относятся, например, домофон, кабельное телевидение, видеонаблюдение, радио и др. Если такие услуги владельцу жилплощади не нужны, он имеет право от них отказаться. При этом УК должна по просьбе жильца исключить данные услуги из платежки.

Однако оплачивать расходы на содержание общедомовой собственности (мусоропровода, лифта, ремонта здания) должны все жильцы. Предоставленными благами пользуются все граждане, проживающие в МКД, а значит, отказ от их оплаты неправомерен.

Задолженность по услугам ЖКХ и как о ней узнать

Об имеющихся у жильцов задолженностях УК обязана информировать в ежемесячной платежке. Там для этих данных существует отдельная графа. Если гражданин вовремя не погасит задолженность, то начнут начислять пени, а спустя несколько месяцев управляющая компания может применить и более жесткие санкции: отключить воду, электроэнергию, отопление.

Актуальную информацию об имеющихся долгах можно получить в личном кабинете: на портале «Госуслуги», на сайте УК или ТСЖ, на сайте ресурсоснабжающей организации. Такую же информацию получить можно при личном обращении в указанные организации.

Как проверить правильность начисления платежей

К сожалению, не все УК добросовестно подходят к своим обязанностям. Поэтому стоит периодически проверять, правильно ли начислены платежи за ЖКХ. Сделать это достаточно просто:

  1. Внимательно проверить данные квитанции – все ли услуги и платежи там указаны.
  2. Сверить показания счетчиков в платежке с действительными показаниями приборов учета, находящихся в квартире и в подъезде МКД.
  3. Проверить соответствие тарифам ЖКХ, установленным в регионе, с тарификацией, указанной в платежке. Актуальную информацию о тарифах можно посмотреть на сайтах ФАС, жилищной инспекции, официальном портале региона.
  4. Сверить указанные в платежке данные по количеству жильцов и площади жилого помещения. Очень часто в этих показателях УК допускает ошибки.

На сайтах ФАС и «Госуслуги» есть онлайн-калькуляторы расчета коммунальных услуг. Ими также можно воспользоваться для сверки квитанции.

Что делать, если вы нашли ошибку в квитанции

Самостоятельно установить правомерность расчетов, представленных к оплате управляющей компанией, можно путем написания запроса в УК. Организация обязана по требованию жильца представить документы, регламентирующие подлинность платежки и порядок начисления расчетов.

Куда обращаться

Сначала при обнаружении несоответствий в квитанциях гражданин должен обратиться в УК и потребовать сделать перерасчет платежей. Если же управляющая компания откажется это сделать, жилец имеет право пожаловаться на организацию в вышестоящие контролирующие органы: прокуратуру, жилищную инспекцию, ФАС, суд.

За данное нарушение УК грозит штраф, а в случае неоднократного невыполнения своих обязанностей организацию могут и вовсе лишить права заниматься деятельностью.

Заявление о перерасчете в управляющую компанию

Письменное обращение в коммунальную организацию составляется в двух экземплярах. В нем жилец должен четко указать на неточности, обнаруженные в квитанции, и обосновать их, приложить копии платежек. В заявлении обязательно нужно потребовать устранить ошибки и сделать перерасчет платежей.

Один из экземпляров составленного заявления гражданин должен завизировать в УК – сотрудники организации, принявшие заявление, должны поставить соответствующую отметку. Срок рассмотрения такой жалобы – 30 дней.

Отклоненные обращения можно обжаловать в прокуратуре или жилищной инспекции. Для этого необходимо собрать всю переписку с УК и изложить суть несогласия.

Перечень местных органов исполнительной власти, куда можно обращаться с жалобой на расчет услуг ЖКХ, предоставлен на сайте Федеральной антимонопольной службы.

Подпишитесь