Posted 17 ноября 2021,, 16:54

Published 17 ноября 2021,, 16:54

Modified 18 сентября 2022,, 14:25

Updated 18 сентября 2022,, 14:25

«Люди будут жрать паленку»: откуда растут ноги отравления в Казани

17 ноября 2021, 16:54
В Казани произошло самое массовое отравление метанолом за 40 лет. 14 человек пострадали то ли от незамерзайки, то ли суррогатной водки. Как получилось, что ребята поздно обратились к врачам и как устроен рынок «элитного» алкоголя по 150 рублей за литр — в материале Inkazan.

«Водка зеленого цвета» и испорченный праздник

В ночь с 14 на 15 ноября компания 18-22-летних ребят отправилась в Салмачи, чтобы отпраздновать день рождения друга. Из 18 участников вечеринки десять человек были из Башкирии. Для вечеринки сняли двухэтажный коттедж. В распоряжении компании были гостевой дом с баней, бассейном-купелью, крытой беседкой и 16 спальными местами. За это пришлось заплатить не меньше 10 тысяч рублей. Владелец комплекса заявил Inkazan, что не в курсе подробностей случившегося.

Гулянье началось с магазинных напитков. В какой-то момент ребята вытащили из каршеринговой машины канистру с «водкой зеленого цвета со вкусом ириски». Ее предположительно купили у Рината Ханнанова по прозвищу «Пузырь», отдав 1,5 тысячи рублей за 5 литров. Но отравились студенты не сомнительным алкоголем, а незамерзайкой, в составе которой был метанол. Канистра стояла в багажнике рядом с водкой, и молодые люди по ошибке схватили мутную жидкость. Химозный запах незамерзайки перебили соком и газировкой. По крайнем мере такова версия следкома. В напитке, купленном у Ханнанова, метанол не обнаружили.

Сами молодые люди не подтвердили врачам версию следователей. «Они говорят, мы сами не поняли, откуда это взялось, то ли перепутали в багажнике, то ли перепутали в салоне машины тару. Они сами точно сказать не могут, но сказали, что информация, которая вышла, мы сомневаемся», — рассказала журналистам главный токсиколог минздрава Татарстана Алия Насибуллина «Бизнес Online».

«Время было упущено» — студентам грозит слепота

На следующее утро 5 девушек и 8 молодых людей попали в горбольницу № 7 с подозрением на отравление метанолом. Трое участников вечеринки оказались в реанимации: одна пациентка в крайне тяжелом состоянии, в результате случившегося она впала в кому, прогнозов врачи не дают. Еще две пациентки в стабильно тяжелом состоянии, их подключили к аппарату гемодиализа. Десять человек госпитализированы в состоянии средней степени тяжести. Они в сознании, жалоб не предъявляют.

Одна студентка уехала с застолья пораньше, в Москву, где обратилась за помощью. Еще одна пациентка уехала в Башкирию. Она обратилась в больницу Нефтекамска, сейчас находится дома. Друзья обратились к медикам позже, чем следовало бы. В случаях с отравлением метанолом счет идет на часы. Последствия таких вечеринок могут быть страшными: инвалидность, слепота, почечная недостаточность. У пациенток в реанимации нарушена работа зрительного нерва, медики делают все возможное, чтобы они не ослепли.

Каждые три часа у пострадавших берут анализы на содержание метилового спирта. Всех, кроме пациентки в крайне тяжелом состоянии, осмотрел офтальмолог. У них отмечается положительная динамика. Ребят выпишут только тогда, когда в их анализах будет отрицательное содержание метанола, после повторных осмотров неврологов и офтальмологов. В истории токсикологии Татарстана это первое массовое отравление метанолом за 40 лет — за все время работы отделения, рассказала Насибуллина.

В тяжелом состоянии остается 20-летняя Анастасия Прокудина, которая учится на третьем курсе Башкирского государственного медицинского университета на педиатра. Параллельно девушка работает в онлайн-школе по подготовке старшеклассников к экзаменам. В Казань приехала специально на праздник. Студентка находится в тяжелом состоянии, прогнозы врачей далеки от положительных. Ее мама Светлана Прокудина предполагает, что дочь пострадала больше остальных из-за слабости организма. По мнению врачей, причина разного состояния пострадавших не в хронических заболеваниях — их нет, а в количестве выпитого яда и отсутствии закуски.

Сейчас страницы многих участников праздника в соцсетях закрыты. Двум пострадавшим в Instagram за последние часы пришло несколько оскорбительных и язвительных комментариев о «боярышнике» и «самогонщицах». По тем аккаунтам, которые не закрыты, видно, что ребята жили обычной жизнью: учились, отдыхали на море, ездили в Москву. Виновник торжества Поярков, судя по подпискам, учится в КГЭУ. Парень увлекается музыкой, записал несколько треков под псевдонимом Alex Pright и клип. Родной Стерлитамак в профиле он называет «деревней».

Как ящики суррогата попадают в Казань

Независимо от того, чем отравились молодые люди, встает вопрос, почему несмотря на борьбу с контрафактным алкоголем его все еще так легко приобрести. Официальные площадки, такие как «Авито», запрещают публиковать объявления о продаже алкоголя и спирта. Поэтому дешевые напитки обычно ищут через знакомых или соцсети, мессенджеры.

В Telegram-каналах полно таких объявлений. Например, некий Алексей, работающий в сфере продажи алкоголя с 2012 года, отправляет большие партии в регионы. В Telegram-канале «предприниматель» публикует видеоотчеты поставок: канистры и ящики из темных подвалов и подъездов отправляются в разные города.

Недавно несколько коробок «Джек Дениэлс», «Капитан Морган», «Синглтон», «Вайт Хорс» уехали в Казань. Оптом литровая бутылка виски обойдется в 150 рублей. Любое вино в бутылке объемом 0,7 литров можно купить за 90 рублей. Цена водки варьируется от 40 рублей за пол-литра до 250 рублей за 5-литровую тару. Спирт продается по 120 рублей за литр. В официальных магазинах пол-литра «Джек Дениэлс» обошлись бы в 1,7 тысячи рублей, водки «Русский стандарт» — не меньше 350 рублей. 0,7 литров красного вина стоят от 160 рублей.

Бутылки для розлива алкоголя сомнительного качества часто собирают на свалках или скупают у населения, рассказал URA.RU председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. На «Авито» действительно можно найти сотни таких объявлений. Часть продавцов не скрывает назначение тары: «Бутылки из-под алкоголя, в количестве 3 шт, для коллекции, декорирования, спиртных и других напитков». В некоторых случаях тара может обойтись почти в такую же цену, как сам напиток. Например, казанец продает бутылку из-под виски 18-летней выдержки за 100 рублей. Но чаще бутылки выставляют на продажу по несколько штук, прося за каждую 10-50 рублей.

Кто производит контрафакт

Это не первый случай массового отравления россиян тем, что пить нельзя, несмотря на официальные заявления о борьбе с суррогатным алкоголем. Своего апогея она достигла в 2016 году после смерти 76 жителей Иркутска, употребивших лосьон «Боярышник», сделанный на основе метилового спирта. Власти объявили войну «фанфурикам», но россияне начали употреблять антисептики, домашний самогон и «паленку». Что неминуемо приводило к трагедиям: в октябре этого года в Оренбургской области скончались 36 человек, употребивших «метиловую» водку. Позже массовые отравления зафиксировали в Курганской и Свердловской областях.

Татарстанский следком после массового отравления в Казани возбудил уголовное дело о сбыте продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. 17 ноября татарстанское МВД отчиталось о задержании всей цепочки сбытчиков фальсификата — четырех жителей города. Откуда они брали алкоголь, полиция не сообщила. Получить оперативный комментарий правоохранителей Inkazan не удалось — в пресс-службе МВД региона на звонки не ответили.

Еще в 2015 году Госалкогольинспекция Татарстана сообщала, что до 40% нелегального алкоголя приезжает в республику из Казахстана. В соседнюю страну она чаще всего попадает из Китая, в том числе разлитая в бутылки, имитирующие продукцию российских компаний. Естественно, это делается незаконно. О том, что контрафакт завозят в Россию через Казахстан, писали »56 медиа». Однако в последние годы такие поставки практически прекратились. В Оренбуржье пришли к выводу, что теперь суррогат выходит с крекинг-установок по переработке нефти. Следы производства технического спирта ведут и в Китай, и в Закавказье.

В Госалкогольинспекции заявляли: распространение в Татарстане суррогата находится на личном контроле главы регионального МВД Артема Хохорина. В прошлом году его подчиненные отчитывались о ликвидации 4 нелегальных производств и 10 крупных каналов поставки, уничтожении более 200 тонн фальсификата. Летом этого года задержали двух казанцев, оптом поставлявших этиловый и метиловый спирт из Нижнего Новгорода. Сообщалось, что изъятые в подпольном цехе 200 тысяч литров планировали пустить на изготовление «незамерзайки».

«Люди будут жрать паленку, будут производить»

«Чтобы уберечь себя от приобретения суррогата, не нужно ни в коем случае покупать алкоголь у частных лиц, с рук. Мы гарантируем, что если алкогольная продукция будет приобретена в стационарном торговом объекте, имеющем лицензию, кассовое оборудование, то вы приобретете доброкачественную продукцию», — заявил Inkazan замглавы Госалкогольинспекции Рустем Арсланов.

Генерал ФСБ Александр Михайлов заявил, что Татарстан одним из первых регионов России ввел галогеновые наклейки на бутылки. К началу «нулевых» ситуация с проникновением на рынок «паленки» успокоилась. Однако в 2021 году число отравлений начало расти, заявил Михайлов, причем не только спиртом, но и бутылками, купленными в магазинах.

«Если наша молодежь жрет все, что течет, и все, что горит, то это проблема молодежи, а не сбытчиков», — заявил он Inkazan. Логика проста: чем ниже доходы населения, тем больший спрос на алкоголь. Купить его в магазине могут не все — по данным минфина России, средняя цена 0,5 литра водки в стране составляет 243 рубля. Не исключено, что цена вырастет.

«Это приведет к тому, что люди будут жрать паленку, будут сами производить, рынок самогона будет расширяться. У нас финансисты не думают, что граждане будут искать тот продукт, который им по карману. Мы занимаемся тришкиным кафтаном: не хватает финансов — поднимаем цены на алкоголь, а потом деньги, поступившие в бюджет, тратим на медицину, которая лечит этих отравленных людей», — считает Михайлов.

"