Posted 18 мая 2021,, 12:54

Published 18 мая 2021,, 12:54

Modified 18 сентября 2022,, 11:49

Updated 18 сентября 2022,, 11:49

«Стоит ли овчинка выделки»: нужно ли маркировать добавки к пище

«Стоит ли овчинка выделки»: нужно ли маркировать добавки к пище

18 мая 2021, 12:54
Фото: 1Mi
В коронавирусный год препараты для иммунитета перестали быть «товаром на сдачу», а приобрели небывалую популярность. При этом общее потребление витаминов остается гораздо ниже, чем в развитых странах Европы. «Бизнес.вектор» рассказал, чем биологически активная добавка (БАД) отличается от лекарства.

Эксперты в этой отрасли говорят, что еще несколько лет назад этот рынок был полностью российским. Сейчас на него заходят зарубежные производители. Меняется покупатель: если раньше это были люди старше 45 лет, теперь поддержкой иммунитета занимается и молодое поколение. Но регулярно принимают биологические добавки лишь 3 человека из 100.

«Все уже разбираются, что биологические добавки — они поэтому и называются добавками, что они к пище добавляются, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины», — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

В 2020 году рынок БАДов в России вырос до 74 млрд рублей, что на 17% больше, чем годом ранее. Самый большой рост показали общеукрепляющие добавки. На втором месте — препараты для улучшения пищи. Остальные средства отстают от лидеров.

Самый большой игрок на рынке — компания «Эвалар», которая занимает 16% от общей доли. У производителя более 300 наименований БАДов и 27 лекарств. Председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталья Прокопьева рассказала, что 30% препаратов производится из собственного сырья, что позволяет управлять ценой.

В 2021 году российские власти сняли запрет с продажи БАДов онлайн. Теперь участникам рынка нужны понятные правила. По словам Катырина, в России нет единых правил по тому, как нужно вести эту торговлю, чтобы обезопасить людей от подделок. Поэтому он предложил продавать такие товары через сайты лицензируемых аптечных сетей.

Производитель БАДов «Промед» из Пермского края не занимается контрактным производством. В его ассортименте один препарат, у которого более 30 показаний к применению. Как и у большинства подобных компаний, такие товары редко выходят за пределы региона, так как их выпуском занимаются и другие производители.

Им приходится искать отдельные отрасли для получения дополнительной прибыли. При производстве «Промеда» 50% затрат приходится на сырье, 25% — на зарплату персонала, еще 20% уходят на налоги, 10% — на прочие расходы. Исполнительный директор компании Иван Чебан заявил, что сертификация продуктов БАД в 4-5 раз дороже, чем других средств.

С апреля этого года в России начнется маркировка БАДов. Так правительство пытается убрать фальсифицированный товар с аптечных полок. В 2019 году Роспотребнадзор отчитался, что за год сотрудники полиции вывели из оборота 186 партий БАДов. Только 29 из них оказались зарубежными.

В 2018 году Роспотребнадзор по Татарстану выявил 3 партии фальсифицированных БАДов и изъял более 1,5 тысячи упаковок. В препаратах обнаружили незаявленные вещества. В 2019 году в республике выявлен БАД «Ловелас» с содержанием тадалафила. На производителей и поставщиков суд наложил 4 штрафа на 3 млн рублей. На мошенничестве с БАДами регулярно попадаются и жители республики.

Участники рынка выступают против маркировки, утверждая, что в стране практически нет подделок их продукции. Они уверены, что это приведет только к удорожанию продукта. Такого же мнения придерживается и Торгово-промышленная палата.

«Надо понимать, а стоит ли овчинка выделки, стоит ли таким образом этот рынок регулировать?», — задается вопросом Катырин.

"