Posted 18 июля 2019,, 14:03

Published 18 июля 2019,, 14:03

Modified 17 сентября 2022,, 16:13

Updated 17 сентября 2022,, 16:13

Люди уже взбудоражены: как новый мост через Волгу повлияет на экосистему реки

18 июля 2019, 14:03
В Татарстане в рамках строительства платной трассы Москва-Казань может появиться новый мост через Волгу за 54 млрд рублей. О необходимости такого сооружения в республике говорят не один год. Насколько его строительство повлияет на экосистему реки и что об этом думают экологи и активисты, разобрался Inkazan.

В 2016 году стало известно, что в России может появиться платная скоростная трасса, которая соединит Москву и Казань в рамках коридора «Европа-Западный Китай». Предполагалось, что ее построят до 2024 года – благодаря этому время в пути между городами сократится до 6,5 часов. В июне этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил маршрут трассы.

Впоследствии стало известно, что правительство будет выбирать между ее прокладкой и реконструкцией М-7. В минтрансе РФ заявили, что строительство новой трассы выгоднее восстановления старой. По крайней мере потому, что на новую дорогу привлечено 260 млрд частных инвестиций.

Строительство участка Москва –Казань обойдется в 650 млрд рублей. Прокладка трассы по территории Татарстана - в 121 млрд: 67 млрд — сама дорога, 54 млрд - мост через Волгу. Грандиозный по затратам проект должен быть построен до 2024 года. Он станет ключевым приобретением для региона и дублером Займищенского моста – единственного через Волгу.

Мост в Займище был построен в 1989 между левобережным селом Займище и правобережным селом Набережные Моркваши на федеральной трассе М7 «Волга». Его длина - 890 метров. Если с ним что-то случится, то Казань окажется отрезанной от другого берега.

Идея построить в Татарстане новый мост через Волгу появилась давно. У правительства было много вариантов как соединить два берега. Одним из них была канатная дорога. Строительство же нового моста предусмотрено в расчетном сроке развития города до 2050 года, тогда как обсуждаемый генплан охватывает период до 2035 года.

Точное место для его возведения долго не могли определить. Рассматривали три варианта. В итоге выбрали участок в 44 км от существующего моста — неподалеку от села Кзыл-Байрак в Верхнеуслонском районе. Ширина реки в этом месте — 2,5 км, строительная длина моста — 3,32 километра.

Строят дешево и неэкологично

У республики не было денег на финансово затратный проект, пока на помощь не пришел план по строительству платной скоростной дороги. По словам Нафисы Мингазовой, заведующей кафедрой природообустройства и водопользования КФУ, в Татарстане такие объекты строят самым дешевым и неэкологичным способом.

«Так было с камским, волжским, свияжским мостами, на Казанке мост Миллениум – у них у всех сначала насыпается дамба, а потом строится мостовой пролет в самом узком месте. Безусловно, это самый дешевый способ, но самый неэкологичный и самый жестокий по отношению к природе вариант», - считает она.

По словам эксперта, в идеале нужно пойти по пути экологичной мировой практики – это строительство моста от берега до берега. Причем даже на самых широких русловых участках, где русло может достигать 4-8 км. Такие сооружения наносят гораздо меньший вред, чем те, что возводятся с помощью намытия дамб.

Когда мост строится способом намывания, происходит загрязнение воды взвешенными веществами, сильное заиление, бурный рост сине-зеленых водорослей. В целом возникают застойные процессы, когда экосистема в этом месте перестает самоочищаться и начинает заболачиваться, сказала Мингазова.

По ее мнению, строительство моста могло быть оправдано в этом районе или ближе к Казани при выведении на него высокоскоростной железнодорожной магистрали – решение о ее прокладке правительство РФ еще не приняло, - если бы та была проложена по югу региона. Тогда бы мост через Волгу выполнял две функции: железнодорожного переезда и обычного моста.

Южный вариант предполагает, что трасса прошла бы не по лесам Татарстана, Чувашии и Марий Эл, нанеся минимальный ущерб экологии. Все же, по словам Мингазовой, необходимость моста, ведущего к южному въезду в Казань со стороны Приволжского района, в той части города назревала давно.

«Люди уже взбудоражены»

По словам специалиста по городскому и территориальному развитию, эко-активистки Юлии Файзрахмановой, мост через Волгу – это очень серьезное вмешательство в экосистему реки. Поэтому подходить к этому вопросу нужно комплексно, проведя многочисленные анализы и выбирая тот вариант, который наименее нарушит экологическую систему.

В целом, необходимости в таком мосте в ближайшие годы, пока не решены другие социально-экономические проблемы в республике, нет, считает активистка. По ее мнению, с точки зрения экологии этот проект ненужный и вредный.

Так как мост проходит через достаточно широкое место Волги, понадобится строительство дамбы, что приведет к заболачиванию, такая ситуация была, когда строили мост в Займище. Плюс ко всему на берегу Лаишевского района находятся защитные водоохранные леса Гослесфонда, которые тоже пострадают при строительстве.

«Жители и люди, которые постоянно проводят время на этой территории, уже взбудоражены. Я разговаривала с людьми, они переживают. Там находится база отдыха различных научных организаций, там много арендованных домиков, которые не нарушают природного качества экологической среды. А строительство такого большого инфраструктурного объекта поменяет весь уклад этой территории и нарушит природные ее свойства», - считает Файзрахманова.

По ее словам, строительство сомнительного, с точки зрения ценности для большинства жителей Татарстана, инфраструктурного объекта вызывает очень большие вопросы. В качестве альтернативы Файзрахманова предлагает обратить внимание на частную трассу «Меридиан», которая идет в обход Татарстана, на этом варианте акцентировал внимание и глава правительства РФ Медведев.

«В Татарстане есть трасса М-7, которая нуждается в ремонте, и к ней уже есть мост. В данном случае, если говорить об интересах жителей и экологии, а не каких-то узких финансовых групп, которые хотят на этом поднять большие деньги, то более предпочтительным вариантом был бы вариант реконструкции старой трассы. Это действительно нужно водителям. У нас не так много людей, готовых платить за проезд», - говорит активист.

"