Posted 18 августа 2021,, 14:37

Published 18 августа 2021,, 14:37

Modified 18 сентября 2022,, 12:09

Updated 18 сентября 2022,, 12:09

Ошибка в квитанции ЖКХ: что делать, куда обращаться?

18 августа 2021, 14:37
Начисление оплаты за ЖКХ остается одной из самых популярных жалоб по всей стране. Кроме больших сумм за оплату, жителей возмущают постоянные ошибки в приходящих платежках. Куда обращаться в этом случае — в материале Inkazan.

Ошибка в квитанциях ЖКХ — явление достаточно частое. Ошибиться может как абонент, заполняя квитанцию, так и организация, занимающаяся расчетами.

Исполнительный директор регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Дмитрий Романов в 2020 году рассказывал, что самым популярным по числу жалоб от жителей остается управление многоквартирными домами, на втором месте по популярности — вопросы по начислению оплаты за ЖКХ.

Зачастую неправильные расчеты приводят к увеличению суммы оплаты, а многие жители, видя большие долги, перестают платить по счетам. В феврале этого года сообщалось, что татарстанцы задолжали за электроэнергию 103,5 млн рублей, долг за теплоэнергию достиг 313 млн рублей. Рост задолженности за ЖКХ произошел в мае–июне прошлого года по всей стране. Платежи сократились на 7 — 10%.

Почему может возникнуть ошибка

Тарифы на ЖКХ устанавливает российское правительство, но в каждом регионе они могут разниться. Чтобы проверить действительно ли в квитанции была допущена ошибка, необходимо сравнить объем оказываемых услуг, посмотрев показания счетчика. Также необходимо проверить цену оказываемой услуги. В январе этого года многие жители Татарстана получили счета за отопление, где сумма платежей была гораздо выше предыдущих показателей. Вопрос дошел до главы республики Рустама Минниханова, который поручил разобраться с каждым обращением, и если в платежках граждан есть ошибки — исправить. Но тогда власти нарушений не нашли, виновной во всем оказалась погода.

Неоправданно большая сумма в квитанции может появиться из-за:

  1. Технической ошибки
  2. Человеческого фактора. Невнимательности оператора или вашей при заполнении документов
  3. Недобросовестности управляющей компании, которая незаконно повысила тариф или добавила в квитанцию несогласованную или неоказанную услугу. За этот вид нарушений для УК с 2018 года предусмотрены штрафы в пользу жильцов. Если такие нарушения будут постоянными, то компании могут запретить заниматься этой деятельностью

Также иногда на жильцов дома распределяют задолженность должников, которые не платили за свои счета больше трех лет, и взыскать с них долги через суд не удается.

Что делать при обнаружении ошибки

Документы с неправильно указанными данными нужно сохранить. Они понадобится для обращения в УК или в товарищество собственников жилья — это зависит от формы управления вашим домом. После того, как вашу жалобу приняли, организация сделает перерасчет.

Причины для того, чтобы управленец дома пересчитал показания, будут отличаться в зависимости от услуги. Если ошибка допущена в сумме за отопление, то для проверки необходимо предоставить данные о площади квартиры и тарифе, если неправильной оказалась сумма за свет, то проверяются показания электроприборов.

Обращаемся в управляющую компанию с жалобой

Если вам пришла неправильная квитанция ЖКХ, то необходимо обратиться в УК дома. После этого в коммунальной организации должны проверить действующие тарифы, уточнить показания приборов, и удостовериться в том, что техника сработала верно. Если недочет обнаружен, то произвести перерасчет, а сумму переплаты засчитать вам как оплату за будущие месяцы.

Иногда жильцы не следят за тарифной системой и вовремя не замечают повышения тарифа на услуги, из-за чего возникают конфликты. Чтобы узнать эти данные, можно обратиться в УК или ТСЖ. В Татарстане эту информацию можно проверить на сайте комитета по тарифам. Его глава Александр Груничев рассказал, что с 6 июля в республике, как и по стране, произошло повышение цен. Теперь татарстанцам придется платить за газ 6,07 рублей за кубический метр, за свет — 4,11 рублей за киловатт. Вывоз мусора обойдется в 96,08 рублей для жителя многоквартирного дома, для хозяев частного владения — 104,23 рубля в месяц.

Что делать, если УК отказывает в перерасчете

Отношения между жильцом и управленцами дома регулируются жилищным кодексом. Если УК отказывается производить перерасчет и исправлять ошибки, то она нарушает российское законодательство. В этом случае гражданин должен решить, куда жаловаться дальше. Одним из вариантов являются надзорные органы. Но, чтобы подтвердить свои слова, заявление на перерасчет пользователь должен подать в письменном виде и получить мотивированный отказ в этой же форме. В ответе должны быть ссылки на конкретные нормативные акты.

Идем в контрольно-надзорные органы

По этому вопросу гражданин может написать заявление в:

  • Госжилинспекцию
  • Роспотребнадзор

В первую инстанцию обращение необходимо подавать, если начисления были рассчитаны неверно, во вторую — если необходимо обжаловать некачественное выполнение услуг. Кроме самого заявления и ответа УК, если он есть, гражданин должен приложить документы, подтверждающие необходимость перерасчета. На ответ у этих органов есть 30 дней.

Идем в прокуратуру

Заявление в прокуратуру можно подать как в печатном, так и в письменном виде. Жалоба составляется по стандартному шаблону, который можно скачать на сайте прокуратуры. Если управляющая компания допускает подобное периодически, то этот факт также необходимо указать и приложить подтверждающие документы. В случае обнаружения неправоты со стороны УК, правоохранители направят в ее адрес предписание.

Подаем заявление в суд

Если решить проблему другим способом не удалось, и пред гражданином стал вопрос »что делать?», то он имеет право подать заявление в суд. Доказательная база ложится на ваши плечи, а заявление подается по месту нахождения ответчика. Если сумма иска меньше 50 тысяч рублей, то заявление подается мировому судье.

К иску нужно приложить:

  • данные сторон
  • документы о собственности жилья
  • квитанцию об оплате
  • квитанцию о госпошлине
  • изложить суть проблемы и требования

Как обезопасить себя от ошибок в квитанциях ЖКХ

Полностью исключить ошибки в квитанциях ЖКХ не удастся, но жилец может значительно сократить их число. Одним из способов является установка счетчиков, которые, к тому же, помогают экономить. По ним жилец будет платить конкретно за количество потребленных ресурсов. Также рекомендуется быть внимательнее при заполнении документов и знать принцип формирования тарифа — это поможет избежать нежелательных конфликтов.

Если гражданин обнаружил ошибку в квитанции, то рекомендуется сразу решать этот вопрос, даже если цифры в «вашу пользу», в дальнейшем из-за этого может образоваться большой долг.

"