Posted 18 сентября 2018, 10:26
Published 18 сентября 2018, 10:26
Modified 17 сентября 2022, 15:26
Updated 17 сентября 2022, 15:26
Издание «Новые известия» составило «карту выживаемости» по стране на основе данных Росстата за 2017 год. Учитывалось отношение смертности в трудоспособном возрасте к общей смертности. Это показывает, в каких регионах больше умирают в старости, в каких – в молодости или в экономически активном возрасте.
Регионы с самой высокой смертностью находятся рядом со столицей: Псковская (2,5 тысячи случаев смерти на 100 тысяч населения), Новгородская (1,7 тыс.), Тверская области (1,6 тыс.). Для сравнения средний показатель в РФ: 1,2 тысячи фактов смерти. Несмотря на это, сведения по количеству доживших до старости одни из самых высоких в стране. В Псковской области лишь 26% людей не доживают до старости – это лучший показатель в России. В Ивановской области только 35,4% смертей происходит раньше 72 лет.
В то же время здесь отмечают высокие показатели по миграции молодежи. Тверская и Псковская области входят в топ по числу заброшенных деревень – 2,2 тысячи и 1,9 тысячи необитаемых пунктов соответственно. Несмотря на туристический, промышленный, сельскохозяйственный потенциал эти регионы продолжают "превращаться в огромные дома престарелых", заключает издание.
Самая высокая смертность среди трудоспособного населения на Чукотке (790 фактов смерти на 100 тысяч населения), в Тыве (705), в Новгородской области (679). На полуострове лишь 16% населения перешагивают за черту трудоспособного возраста – худший показатель в России.
Исходя из статистики, журналисты выяснили самые распространенные причины смерти среди жителей Чукотки. Каждая третья смерть у людей трудоспособного возраста в регионе происходит от внешних факторов. Во-первых, это убийства (28,6 чел. в год на 100 тыс. населения при среднем значении по России в 8,5), во-вторых, самоубийства (38,1 случая в год на 100 тыс. населения при среднем по России значении в 17,4).
Этот регион – лидер в статистиках по алкоголизму. В частности, по доле пациентов-алкоголиков (3,8 тысячи пациентов на 100 тыс. жителей), и по показателю первичной заболеваемости алкоголизмом (252,9 на 100 тыс. жителей).
Тыва опережает Чукотку в плане внешних причин смертности, но они другие. Количество убийств больше (39,1 случая на 100 тыс. жителей), но нет такой негативной тенденции по самоубийствам.
Эксперты считают, что таким регионам поможет развитие медицины и контроль правоохранителей.
«В регионах с высоким потреблением нелегального и суррогатного алкоголя снижению смертности населения может способствовать не только развитие медицины, но в не меньшей степени и работа правоохранительных органов по пресечению торговли незаконным и суррогатным алкоголем. Суррогатный алкоголь сравним по уровню смертности с героином, в зависимости от масштабов потребления, состава, и крепости суррогатов»
— объясняет представитель Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Дарья Халтурина.
Если говорить не о внешних причинах смерти, а о заболеваниях, то выясняется, что проблемой Чукотки и Новгородской области является медицина. А именно речь идет о недостатке больниц и ненадлежащей работе «скорой». По данным минздрава России, на всей Чукотке есть только 6 больниц. Дневных стационаров на всю Чукотку лишь 8. Ситуация осложняется проблемами в доставке пациентов.
В Новгородской области на каждую станцию медицинской помощи приходится в среднем по 0,5 врача. Если по России в среднем на тысячу жителей скорая оказывает помощь 10,7 чел., то в Новгородской области только 1,8!
Власти области пытаются решить проблемы за счёт частных медицинских кабинетов в формате государственно-частного партнёрства с платными приемами для пациентов. При этом отмечатеся, что регион – в аутсайдерах по росту зарплат.
«Коммерческая медицина на национальном уровне, как правило, менее эффективна, чем государственная. Классическим примером этого являются США, где на здравоохранение, основой которого является частная страховая медицина, тратится 17% ВВП. Ожидаемая продолжительность жизни там ниже, чем во Франции, Финляндии или Греции, т.е. в странах с преобладанием государственной медицины и расходами на здравоохранения 8-11% ВВП»
, - поясняет Дарья Халтурина.