Posted 18 сентября 2020,, 15:00

Published 18 сентября 2020,, 15:00

Modified 18 сентября 2022,, 10:50

Updated 18 сентября 2022,, 10:50

У кого депрессия, у кого больше времени на досуг: как повлиял дистант на школьников

У кого депрессия, у кого больше времени на досуг: как повлиял дистант на школьников

18 сентября 2020, 15:00
Фото: 1Mi
Весеннее дистанционное обучение, как и ожидалось, сказалось на психике школьников не лучшим образом. У некоторых детей подозревают даже депрессию. Пока родители опасаются повторного карантина, разбираемся, кто пострадал от дистанта больше всех, страшнее ли он нынешних ограничений и как минимизировать ущерб.

Возможная депрессия и головные боли: о чем говорят результаты исследования

То, о чем родители говорили в апреле-мае, подтвердилось исследованиями. Для 83,8% учащихся пандемия и дистанционка обернулись «неблагополучными психическими реакциями пограничного уровня»: депрессивные состояния предположительно есть у 42,2%, астенические состояния или быстрая уставаемость при обычной нагрузке — у 41,6%, свидетельствуют данные Национального медицинского иссле­довательского центра здоровья детей минздрава России.

Кроме того, четверть респондентов мучилась от головных болей, у больше чем половины, точнее 55,8%, были проблемы со сном. Опрос прошли около 30 тысяч учеников с 5 по 11 класс из 79 российских регионов.

Нашлись и те, кто успешно адаптировался к дистанту, но это лишь каждый восьмой школьник или 13,4% опрошенных. Только трети учеников, 32,5%, удавалось сохранять ровное и положительное настроение.

Казалось бы, за счет того, что детям не нужно ездить в школу, времени на хобби, досуг должно было стать больше. Но не тут-то было. Согласно тому же исследованию, почти 60% учащихся стали больше времени тратить на домашнее задание, 68% меньше гуляли, 25% стали спать слишком мало.

Досуг в виде общения в соцсетях был и его продолжительность даже увеличилась у 35% опрошенных, но назвать такое времяпровождение отдыхом сложно. Хотя бы потому, что 18% школьников из-за постоянного фокусировании на экране пожаловались на покраснение глаз, 45% - на усталость от работы за компьютером или другим гаджетом.

В итоге исследователи из НМИЦ здоровья детей пришли к выводу, что, во-первых, детям нужна массовая психологическая поддержка после дистанта, во-вторых, система образования оказалась не готова к безопасному для здоровья онлайн-обучению.

Редакция захотела узнать, коррелируют ли данные НМИЦ с ситуацией в Татарстане. По просьбе Inkazan в группе «Родительское сообщество Татарстана» (РоСТ) был проведен опрос «Отразилось ли дистанционное обучение на здоровье и самочувствии Вашего ребенка?”.

Более 37% респондентов подтвердили, что дети стали быстрее уставать, хуже и меньше спать, наблюдались постоянные перепады настроения, подавленность. Почти 12% не заметили ничего подобного. Около 30% опрошенных увидели положительные изменения, например, стало больше времени на досуг и общение с семьей. В опросе приняли участие 67 человек.

Кто пострадал больше всего - младшеклассники или подростки?

Воздействие гаджетов и компьютеров на психическое здоровье детей изучается давно. Однако фундаментальные исследования именно про воздействие домашнего обучения не встречались, отмечает врач-психиатр, депутат Госдумы от Татарстана Борис Менделевич.

«Уже сейчас преобладает мнение, что пострадали больше всего учащиеся младших классов, так как у них психика более лабильная (неустойчивая, подвижная - Inkazan). Если ученики старших классов приспособлены к изменениям в силу возраста, то младшие классы хуже всех перенесли перемены именно в связи с тем, что психика у них еще не сформировалась и процесс адаптации был более сложным», - рассказал Менделевич.

Не все родители согласились бы с этим. Например, одна из подписчиц РоСТа в комментариях под опросом рассказала, что дистант положительно отразился на ее дочке-третьекласснице. По ее словам, уроки проходили в Zoom 1-2 раза в неделю вели только учителя иностранного языка, остальные присылали материалы.

«Ребенок занимался в удобное время, подтянул вместе со мной математику, дома ел вкусную и правильную домашнюю еду, появилось время на досуг, занятия иностранным языком и музыкой по скайпу. И не болела полгода. Пришла в школу в сентябре, проходила 4 дня, теперь болеет. Родители приводят в школу детей с симптомами ОРВИ, они кашляют, чихают, сморкаются», - рассказала подписчица.

Чем страшен повторный карантин и хуже ли он нынешних ограничений

В родительских чатах с августа стращают повторной изоляцией и закрытием школ. «Карантинным» днем календаря якобы станет 20-21 сентября. Однако власти республики уже и в лице вице-премьера, и минобразования, и самого главы региона успокаивают: второй волны пока не ждем, как и закрытия учреждений.

Но не во всех регионах такое «спокойствие» оправдалось. Например, в Нижегородской области закрыли на карантин по коронавирусу 60 классов, в Свердловской области — 40. В Екатеринбурге полностью закрыли две школы уже 2 сентября.

Татарстанские школы пока учатся в очном режиме, хоть и со множеством ограничений. Но не станет ли это таким же мощным стрессом для детей? По мнению врача-психиатра, проблемы есть, но они другого характера нежели при дистанционном режиме.

«Что касается сегодняшних реалий, то такие факторы, как изоляция в помещении и работа через гаджеты – исчезли или уменьшились. Однако остаются проблемы с социализацией школьников и их взаимодействием как между собой, так и с педагогическим составом», - напомнил Менделевич.

Это мнение врача. А что думают те, которые «пережили» этот дистант вместе с детьми - их семьи? Активисты РоСТа считают, что предпочтения детей касательно очных или онлайн-занятий индивидуальны.

«Старшему было комфортнее на весеннем карантине и дистанционном обучении. Младшему больше нравится традиционная школа, пусть даже с ограничениями. Хотя и на дистанте с ним заниматься было нормально», - заявили они.

Как минимизировать ущерб для здоровья детей при дистанте

По мнению Менделевича, для минимизации ущерба необходимо, чтобы Роспотребнадзор с Институтом гигиены труда разработали критерии, утвердили и распространили их.

«Знаю, что были проведены исследования по видеодисплейным терминалам, режиму труда школьников, есть такой документ как гигиена детей и подростков. Это достаточно большой учебник с рекомендациями для школьников разных возрастов. Но думаю, что в новых реалиях все они нуждаются в преобразовании. В частности, я бы предложил увеличить длительность перемен при дистанционном обучении и изменить режим труда, к примеру, за счет дробления занятий на несколько сегментов», - прокомментировал депутат.

Как показало исследование и опрос татарстанских родителей, для одних школьников дистант обернулся проблемами со здоровьем, но немало и тех, кто успешно адаптировался. Остается надеяться, что система образования в результате такого станет более подготовленной как к онлайн-обучению, пусть и необязательно введенного из-за карантина.

"