Posted 18 ноября 2010,, 14:28

Published 18 ноября 2010,, 14:28

Modified 12 сентября 2022,, 06:42

Updated 12 сентября 2022,, 06:42

Где живут трамваи

18 ноября 2010, 14:28
Где живут трамваи

Казанский трамвай сегодня празднует день рождения. Ровно 111 лет назад 18 ноября был пущен первый в Казани (и третий в России) электрический трамвай (как он выглядел, смотрите здесь). 15 км путей, три трамвайные линии — Центральная, Грузинская и Проломная, 26 вагонов «Нивель» — с тех пор многое изменилось в трамвайном движении города. Нет лучше способа поздравить «именинника», чем рассказать горожанам о его жизни, решил Inkazan, и отправился на экскурсию в трамвайное депо № 1 — в рамках проекта «Казани — 1005!».

В трамвайном депо № 1 на Сибирском тракте базируются трамваи, обслуживающие Приволжский и Советский районы города — 11-й и 19-й маршруты. 11-й маршрут начинается в 9-м микрорайоне, а 19-й — на проспекте Победы. Конечная остановка у обоих — на улице Халитова.

Рабочий день в депо начинается в 4 утра — с медицинского кабинета. Сюда приходят водители трамваев и кондукторы — на обязательный предрейсовый медосмотр. Без него к работе не допускают. Высокое давление у водителя трамвая чревато последствиями — работа сложная, «под током», как говорят в депо. Поэтому того, кто себя плохо чувствует, отправляют в поликлинику.

Но главное, на что смотрят в медкабинете — нет ли среди водителей пьяных. Если кто-то вызывает подозрения — запахом ли своим или видом, того просят «дунуть в трубочку». Контроль за водителями и кондукторами продолжается и во время рабочего дня — в диспетчерских, где бригады отмечают конец маршрута.

Начальник маршрута Валентина Ермашина, которая уже 35 лет работает в трамвайном депо, показывает нам, чем укомплектованы инструментальные ящики. В них обязательно должны лежать диэлектрические перчатки. По виду они обычные, резиновые, за их состоянием и сроком годности строго следят - всё-таки водителям часто приходится работать под током 550 вольт.

Если медсестра дала добро, водитель трамвая отправляется в инструментальную комнату. Здесь каждому выдают специальный ящик с необходимым инструментом и зеркала заднего вида для трамваев.

В смежной комнате водители трамваев получают вёдра и швабры — за чистотой в салоне трамвая они должны следить сами. Вообще, по правилам, грязный салон на маршрут не допускается. Поэтому метут и моют ежедневно.

Форма в депо - обязательна для всех.

Диспетчер Ирина Владимировна только поступила на смену. Диспетчеры работают по суткам, а вот у водителей трамваев - разное расписание. Кто-то - 12 часовой рабочий день, кто-то - в "пиковом" режиме, то есть - в часы пик, 4 часа утром, 4 вечером.

В диспетчерской водители получают путевые листы, маршруты, расписание. Работают диспетчеры по-старинке — без компьютера, с бумажками.

Всё это получает перед сменой каждый кондуктор: учётный лист, где отмечены состояние здоровья, маршрут, выручка, рулон билетов, проездные для продажи и валидатор - для проверки проездных документов у пассажиров-льготников.

В каждом рулончике — тысяча билетов. В среднем кондуктор продает за смену от 300 (при 8-часовом рабочем дне) до 560 билетов (при 12-часовом рабочем дне).

Замдиректора депо по эксплуатации Фания Вызыховна Хуснутдинова (работает в депо с 1986 года, начинала водителем трамвая) показывает нам, где кондукторы сдают выручку за день.

Трамвайное депо № 1 на обоих маршрутах за день перевозит 29 тысяч человек, 8 тысяч из них — «льготники». За месяц получается 875 тысяч пассажиров. Месячная выручка с продажи билетов — более 7,5 миллионов рублей.

Юрий Васильевич Попов - инструктор, работает в депо с 1975 года, начинал водителем трамвая. С ним выпускники техникума проходят в депо учебную езду. Ну, и повторяют теорию в учебном классе.

У молодых водителей (а молодыми в депо называют всех начинающих водителей со стажем менее 3 лет — таких сейчас в депо 15 человек) обязательно есть свои наставники. Вообще, раз в год все водители трамваев сдают экзамены на знание правил дорожного движения и мастерство вождения.

"Трудная это работа, требует повышенной внимательности", - говорит водитель Эльвира Тоишева

Водитель включает аккумулятор (он находится сзади трамвая, внизу) и заходит через задние двери в вагон. Проверяет, чисто ли в салоне, смотрит, есть ли в вагоне жёсткая сцепка (на случай аварии — чтобы отбуксировать сломанный вагон), вставляет в специальный кармашек в салоне свой беджик, где должны быть указаны его ФИО и приклеена фотография, и отправляется в путь.

В среднем водитель трамвая зарабатывает 13 200 рублей - всё зависит от опыта и стажа. Максимальный заработок водителей - 17-18 тысяч. Средний заработок кондукторов - 12,5 тысяч рублей.

В трамвайном депо № 1 работают 118 водителей трамвая и 89 кондукторов. Всего в депо — 405 человек, из них 240 женщин.

Первый трамвай выезжает из депо в 4 часа 53 минуты. Последний заезжает в 22.30

Обязательная процедура по возвращению с маршрута - проезд через мойку

После мойки еще одна обязательная процедура для трамвая - ежедневный техосмотр "на канаве"

Ремонтный персонал в депо большой — 86 человек. Ночью обязательно дежурит так называемая заявочная бригада — они готовят вагоны перед дневной сменой: осматривают и чинят при необходимости.

Кроме ежедневных техосмотров, трамваи подвергаются проверке еженедельной, ежемесячной, а раз в три месяца - полному текущему ремонту, замене важных деталей.

В депо есть свой механический участок, где могут изготовить многие запасные детали для трамваев, и цех по ремонту электродвигателей

Зарплата "ремонтников" тоже невысока - в среднем 12 300 рублей.

Пантограф (токоприёмник на крыше вагона)- важный элемент трамвая. Он-то чаще всего и выходит из строя и бывает "виноватым" в обрыве линий.

Замена алюминиевых деталей в пантографах — тех, что соприкасаются с линией, процедура частая. Меняют их по мере износа, приблизительно раз в месяц.

Склад отремонтированных пантографов. После установки на вагоны их красят.

Это токоприёмники со старых моделей вагонов - РВЗ-6, знаменитых, "рогатых".

Вагон РВЗ-6 - трамвай-трактир "Пятёрочка"

Старые типа выгонов — РВЗ-6 — на маршрутах уже не используются, а только в служебных (сварочные, вышка контактной сети, поливомоечный) и парадных целях.

"Снегурка" - любовно зовут в депо снегоуборочный трамвай. Все имеющие в депо "снегурки" сейчас отремонтированы и только и ждут начало зимы...

В первом трамвайном депо 64 трамвая, но на линию ежедневно выходит только 41 (25 вагонов на 11-м маршруте и 16 вагонов на 19-м), остальные чинятся и стоят " в запасе". Трамваи по маршрутам ходят с интервалом 4 минуты.

Средняя скорость у нынешних трамваев — 15 км/час (18 ноября первый заместитель генерального директора ОАО «Метроэлектротранс» Шамиль Гильманов сообщил, что средняя скорость трамвая в Казани поднялась), а максимальная скорость, которую он может развить — 60 км/час.

К Универсиаде 2013 года в Казани будут построены новые трамвайные линии (маршрут № 19 будет продлен до «Солнечного города»), и это будет уже ускоренный трамвай. Трамвайное депо № 2 на улице Копылова в декабре этого года закроют, и все трамвайные маршруты будут переведены в одно-единственное депо, как это когда-то было на заре электрического трамвайного движения в Казани.

Фото Егора Алеева.

Другие репортажи, посвященные казанскому трамваю:

"