Posted 19 февраля 2017,, 16:14

Published 19 февраля 2017,, 16:14

Modified 11 сентября 2022,, 08:33

Updated 11 сентября 2022,, 08:33

Зилантов монастырь: слезы Ивана Грозного

19 февраля 2017, 16:14
Зилантов монастырь: слезы Ивана Грозного

Вход на территорию монастыря расположен в Надвратной колокольне с церковью Михаила-Архангела. На колокольне располагается звонница из более чем десяти колоколов, самый большой из которых весит 7 тонн. В церкви Михаила-Архангела, оформленной в красные и золотые тона. Войти на территорию монастыря может любой желающий, но гости обязаны соблюдать ряд несложных правил: не разговаривать с послушницами, не фотографировать без разрешения, не шуметь пакетами и отключить звуковой сигнал мобильного телефона.

На територии монастыря располагаются пять храмов: собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы) ,собор Троицы Живоначальной , церковь св. равноапостольного князя Владимира, Церковь св.мчч. Адриана и Наталии, надвратная колокольня с церковью Михаила Архангела.

Легенда о Зилантовой Горе

По одному из преданий, там, где легендарный основатель Казани хан Улу-Мухаммед заложил город, в огромных количествах водились змеи. Особенно много их было на холме, который впоследствии и назвали Зилантовой горой. Дождавшись зимы, когда змеи уснули, люди хана обложили холм хворостом и подожгли. Но когда все змеи погибли, из холма вылетел огромный дракон и обратил поджигателей в бегство. Это и был Зилант – царь змей.

В одной легенде Зилант был двуглавым, в другой – двенадцатиглавым, в третьей – целиком состоял из малых змей и держал свой хвост во рту.

Предание сообщает, что один батыр преследовал змея и победил его, но был рассечен им на шесть частей. Другой миф повествует о змее, преследовавшем батыра. Но обе легенды склоняются к одному: в честь рассеченного батыра овраг возле села Чурилино, что в Арском районе, зовется Алты-Кутар, что значит «шесть частей».

Слезы Ивана Грозного
Осенью 1552 года состоялся последний казанский поход Ивана Васильевича IV,
15 октября он вошел в город. Летописи сообщают, что молодой царь шел среди тысяч убиенных и плакал. В этот день на берегу Казанки, на братской могиле воинов, павших при взятии города, названной Новым Русским кладбищем, он основал мужской поминальный монастырь, посвященный Успению Божией Матери и всем Святым, дав завещание «на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим».
Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году.
Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.

Колокола Зилантова монастыря
Зилантов монастырь, как поминальный, то есть скромный и небольшой, стоит в этом смысле несколько особняком от остальных. За все время, с тех пор как он был построен в камне, в нем сменилось 4 колокольни, не считая предыдущих деревянных, но ни одна не была особенно высокой и не выделялась из окружающих строений. Колокольни около 50 м высотой еще с XVI века стояли в Свияжском Успенском и Казанском Богородицком монастырях; в новом, XIX веке, после долгого «провала» в высотном строительстве, буквально обрастают 60-70-метровыми колокольнями Раифа, Седмиозерка, Кизицы рядом с Зилантовым. Каждая из них видна была за несколько километров. Но Зилантова обитель и сама по себе стояла на высокой горе, была видна издалека, а места для гигантской звонницы здесь не оставалось. Поэтому до XIX века её колокола висели просто при церквах, как это было у древнейших на Руси храмов Новгорода и Пскова, то есть еще до начала «высотного» строительства XVI века. Возможно, и Зилантов монастырь строили псковско-новгородские мастера.

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей высоте) были установлены орудия.10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань.

Красные войска, вошедшие в город, расстреляли десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом по обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община.

$(window).resize(function() { t341_checkSize('14727951'); });

"