Posted 19 февраля 2019,, 11:26

Published 19 февраля 2019,, 11:26

Modified 17 сентября 2022,, 15:50

Updated 17 сентября 2022,, 15:50

Исчезновение журналистики: грозит ли это России в ближайшие 10 лет?

19 февраля 2019, 11:26
В 2016 году в сети был опубликован атлас профессий, в котором были прописаны 15 исчезающих специальностей. Среди них - журналистика. С тех пор эта тема постоянно оказывается в информационном поле. Inkazan поинтересовался у экспертов, исчезнет ли профессия к 2030 году.

Мы не увидим полный закат профессии журналиста

Исчезновение профессии связывают с развитием технологий, которые заменят людей и развитием соцсетей, где каждый пользователь может делиться информацией. Российский журналист и общественный деятель Николай Сванидзе в беседе с корреспондентом Inkazan заявил, что «распространение самовыражения» в интернете не сможет заменить журналистов. Всегда нужны первоисточники.

«Я не думаю, что профессия журналиста исчезнет. Потому что то, что мы называем блогингом - распространение самовыражения в интернете - не заменяет журналистику. Блогеры пишут о себе, выражают собственное мнение. А кто будет информацию давать? Откуда мы узнаем, что в Гвинее землетрясение, откуда мы узнаем, что президент принял нового посла? Я не думаю, что в ближайшее время мы увидим полный закат профессии журналиста. Она будет меняться, будут другие требования выдвигаться на первый план. Но то, что она исчезнет - я не вижу признаков этого», - сказал он.

Фантазировать по поводу будущего, говорит Сванидзе, можно сколько угодно. «Я не делаю никогда прогнозов. Это из серии «исчезнет театр, исчезнет телевидение». Профессии так быстро не исчезают. Исчезает профессия кучера конечно, ведь на лошадях люди не ездят, ездят на автомобилях», - добавил он.

Каждый раз журналистике предрекали смерть

Журналист, телеведущий и общественный деятель Максим Шевченко заявил Inkazan, что исчезновение журналистики является «мечтой власти». Он рассказал, что общество нуждается в независимом мнении, получаемое от журналистов.

«Это такая мечта власти, чтобы все журналисты исчезли и остались одни пропагандисты, которые транслируют информационную повестку, которую вырабатывают разные серые чиновники в разного рода администрациях. Чтобы все работали по повестке, которую ниспускают из департамента внутренней политики – это их мечта. То, что журналисты – это те, которые работают по внутреннему позыву и по редакционному заданию, полагая, что редакция является независимой от официоза. Поэтому они хотят, чтобы такая профессия исчезла. Я так не считаю. Общество заинтересовано в независимом мнении. Я вижу по количеству подписчиков, которое растет в блогосфере, жадно пожирают независимые общественные суждения даже те, с которыми они не согласны. Это и есть суть журналистики», - заявил он.

Журналистика постепенно перемещается в соцсети, говорит Шевченко. Однако, при этом блогеры не являются представителями данной профессии. «СМИ - это то, что дает событие и отвечает за факты. В блогосфере можно говорить, ошибаться, заблуждаться. Журналистика – это эталон публичной общественной экспертизы, которые выражает интересы социальных групп», - сказал Шевченко.

По его словам, журналистике каждый раз предвещали смерть, когда она переходила на бумагу, потом на радио и телевидение. «Говорили, что газеты исчезнут, останется радио. Нет, выясняется, что не исчезли. Даже сейчас, когда появились «Айпады», все равно некоторые люди читают на бумаге», - отметил Шевченко.

Несмотря на перемены, электроника продолжает развивать журналистику. При этом электронные СМИ продолжают проявлять гражданскую позицию.

«Вот Inkazan. Мы читаем это в сетях. Чем отличается Inkazan от блогера Руслана Айсина? Руслан проявляет эмоции, мысли, свою личную позицию. А вы претендуете на некую публичную экспертизу. Все знают, кого поддерживает Метшин (мэр Казани Ильсур Метшин – Inkazan), кого поддерживает Минниханов (глава РТ Рустам Минниханов), кого поддерживает Минтимер Шарипович (госсоветник РТ Минтимер Шаймиев – Inkazan). Каждое СМИ воспринимается как голос той или иной группы социальной или лоббистской. Это нормально. А блогеры выражают личное мнение. Но публичная общественная экспертиза останется за сертифицированными СМИ», - добавил он.

Шевченко рассказал, что власти стараются «уничтожить статус публичной экспертизы и дискредитировать СМИ». Он отметил, что некоторые татарстанские СМИ сохраняют независимостью. «Татартанские СМИ сопротивляются этому. И в «Бизнес Online» и в Inkazan, несмотря на то, что за каждым изданием стоят сильные партнеры, я вижу достаточно серьезную публичную независимую позицию. СМИ Татарстана во многом являются эталоном для региональных СМИ точно, и для федеральных тоже», - сказал Шевченко.

В обществе на публичную экспертизу есть запрос, говорит он. «Мы не можем ориентироваться только на то, что скажет какой-либо начальник на каком-либо мероприятии. А у СМИ есть лицо, опыт, имя, традиция. Только в России так относятся. Можно взять «Известия» и превратить их в помойку. Есть Guardian, Times – эти издания держаться годами. Они ценны тем, что они брендируют публичную мысль определенного направления. А в России во что превратили «Новую Газету»? Сначала ее превратили в помойку Березовского в войне против его врагов. Сейчас она вообще представляет не пойми, что. Есть «Эхо Москвы» - голос. «Дождь» - голос. Татарстанские «Бизнес Online» и Inkazan – лица, которые узнаваемые», - рассказал Шевченко.

Тысяча лет понадобится, чтобы приблизить искусственный интеллект к человеческому мозгу. Тысяча лет уйдет на то, чтобы появилось подобие человеческого разума.

Согласно прогнозам, журналистика как профессия исчезнет к 2030 году. Главный редактор нижегородского информационного агентства NewsNN Никита Ишмуратов заявил Inkazan, что это может произойти не менее чем через тысячу лет. По его словам, сейчас технологии не смогут заменить человеческий разум.

«Говорить, что профессия журналиста исчезнет к 2030 году может человек, который не понимает, чем занимается журналист. Профессия райтера, копирайтера может пострадать от действий машин. Журналист прежде всего узнает какие-то инсайды. Он добывает информацию от других людей и предоставляет эту информацию общественности. Программа, которая, как предполагают, заменит журналистов, может работать с открытыми источниками - это одно из направлений работы журналиста. Но каким образом программа будет узнавать инсайды у людей – я этого не понимаю. В этом плане личное живое общение никуда не денется», - говорит Ишмуратов.

По его словам, творческие профессии невозможно заменить компьютерными программами. «Вот попробуйте заменить Доренко (главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Сергей Доренко – Inkazan). Какая машина заменит Доренко - блистательного радиоведущего, блистательного телеведущего, блистательного журналиста? Какая программа может заменить Венедиктова? (главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов – Inkazan)? Во всеобъемливающем плане журналистика и то, что мы вкладываем в это понятие, никуда не денется», - заявил он.

Ишмуратов также рассказал, что журналистика продолжает расширяться. К профессии присоединяются блогеры, которых называют народными журналистами. «Я думаю, что перспективы журналистики блестящие. Несмотря на то, что многие, например, Юрий Дудь, говорят, что в журналистику идти не надо, я думаю, что эта профессия будет только шириться. Чем больше будет развиваться гражданское общество, чем больше будут побеждать либеральные идеи, тем более будет востребована профессия журналиста. Даже если в гражданском обществе побеждает тоталитаризм или автократия – это в историческом плане происходит недолго. Во время большевиков журналистика потерпела гонения 70 лет. Но в истории России - это короткий миг», - заявил он.

Качество журналистики всегда зависит от того, насколько глубоко копают люди в этой профессии.

Главный редактор газеты «Новые Известия» Сергей Таранов рассказал Inkazan, что в журналистике существует социальная функция, которую не смогут воплотить компьютерные программы. «Как профессия журналистика исчезнуть не сможет. Это не только генерация новостей и обработка фактов, которая поддается машинной обработки. Есть программы, которые будут выдавать подборки новостей. Но при этом остается вопрос, кто загоняет в интернет первоначальную новость? Есть видеопотоки, где компьютерный разум может выбирать из миллиардов видео какие-то подборки. Когда речь идет о словесной информации, то кто-то должен вбить ее в компьютер

Допустим, если найдут какой-то алгоритм, который будет на основе обработки глобальной информации будет выдавать новость, это теоретически несложно. Но в журналистике есть социальная функция, которая забывается. Это контроль власти, расследования, коммуникации между гражданским обществом и государством. Это сознательные человеческие действия, которые никакая машина не заменит», - говорит Таранов.

Журналистика дает обществу проверенные факты, в то время, как пользователи соцсетей могут писать всё что угодно, говорит главред «Новых Извести». «Вопрос в том, что каждый факт нуждается в проверке. Этим журналистика и занимается. Она отвечает за факты. Социальные сети за факты не отвечают, это забор, на котором можно написать все, что угодно. Социальную функцию журналистики, которая в России принижена донельзя, до плинтусного уровня, в силу того, что большая часть СМИ контролируется государством, мы эту функцию забываем. Но она никуда не денется. Она выходит всегда на первый план. Качество журналистики всегда зависит от того, насколько глубоко копают люди в этой профессии», - сказал он.

Несколько лет назад в нескольких странах на телевидении появились компьютерные программы, заменяющие ведущих новостей. «Искусственные» дикторы зачитывали готовые подводки к новостям, после чего на ТВ прокручивались новостные сюжеты. Таким образом, по словам Таранова, профессия диктора может совсем исчезнуть. «Ведущий – это говорящая голова. Это можно заменить. Опять же что эта голова говорит. Контентную часть заменить невозможно ничем», -заявил он.

Современные блогеры стали выполнять функции журналистов. «Наша газета зачастую используют и информацию блогеров. Кто такие блогеры, когда они становятся известными? Кто такой блогер Илья Варламов? Он стал давно классическим журналистом. Да, он архитектор по образованию. Но он делает то, что делает классическая журналистика. Гендиректор первого канала Константин Эрнст биолог по образованию. Таких примеров миллион в журналистики. Очень много людей приходили в журналистику из разных сфер. Пожарные, прокуроры. Конечно, требовалось время. С этой точки зрения взаимопроникновение двух систем – журналистики и сетевых хомяков, блогеров и прочего совершенно очевидно. Когда люди выполняют функцию журналиста, то они журналисты», - сказал Таранов.

Таранов сообщил, что уход журналистики в соцсети имеет место быть. Практически у каждого интернет-СМИ есть страница-клон в социальных сетях. «Интернет СМИ уже ушли в соцсети. Мы онлайновые издания. У нас есть соответствующие клоны в Facebook, Одноклассниках, во ВКонтакте, в мессенджерах. Функция журналистики от этого не меняется. Форма может быть абсолютно любая. «Яндекс Дзен» появился, который использует и журналистов, и издания. Наша работа от этого не меняется. Это просто платформы. Есть какие-то изменения, которые вызывают вопросы. Нужно ли вообще, тогда как-то собирать материалы в какое-то издание, когда вы просто выкладываете заметки без оформления, а компьютерные программы формируют из них подборки. Нужно ли тогда вести издания, если ваши заметки читают на других платформах? Тут возникают вопросы. Нужны ли все брендовые издания, если чтение продукции происходит на других платформах?», - добавил он.

"