Posted 19 декабря 2016,, 19:20

Published 19 декабря 2016,, 19:20

Modified 15 сентября 2022,, 16:29

Updated 15 сентября 2022,, 16:29

Экономические отношения Татарстана и Турции вновь под угрозой

19 декабря 2016, 19:20
Убийство посла Андрея Карлова нацелено на ухудшение отношений между Россией и Турцией. Об этом, как сообщают зарубежные и федеральные СМИ, заявил мэр Анкары Ибрахим Гёкчек. Если это произойдет, то для Татарстана это будет означать остановку в реализации многомиллиардных бизнес-проектов, среди которых создание в респ...

фото: prav.tatarstan.ru

Турция является одним из ключевых партнеров для экономики республики. Татарстан ждал, когда будет урегулирован конфликт России и Турции после инцидента со сбитым в ноябре 2015 года турецкими военными российским самолетом Су-24. Глава РТ Рустам Минниханов неоднократно заявлял, что политические разногласия не должны негативно влиять на бизнес-процессы. Он заверял, что такая позиция находит поддержку у руководства страны. Это подтверждали и представители турецкого бизнеса. Например, глава турецкого холдинга «Шишеджам» Ахмет Кырман, приехавший летом этого года в ОЭЗ «Алабуга». Он рассказал, что власти Татарстана за месяцы охлаждения российско-турецких отношений не чинили бизнесу препятствий, а, напротив, поддерживали его. Однако на протяжении полутора лет два завода «Шишеджам» — стекольные АО «Тракья Гласс Рус», АО «Аутоматив Гласс Альянс Рус» — на территории ОЭЗ «Алабуга» работали без официального открытия. Причина — санкции. Эти предприятия принесли республике инвестиции около $300 миллионов.

Пятая часть турецких инвестиций в Россию приходится на Татарстан: $2 млрд из $10 млрд. По итогам 2015 года торговый оборот между Татарстаном и Турцией снизился в полтора раза чуть более чем до $350 миллионов. Экспорт превысил $220 миллионов, импорт – $130 миллионов. За 9 месяцев 2016 года товарооборот составил $130 миллионов.

Татарстан поставляет в Турцию синтетический каучук, изделия из пластмассы, продукцию химического и нефтехимического комплекса, полимерные материалы, изделия из древесины (фанера, лесоматериалы), изделия из черных металлов и так далее. Импорт из Турции представлен транспортными средствами, механическим и электрическим оборудованием, изделиями из черных и недрагоценных металлов, пластмассы, меха, кожи и стекла, мебелью, каучуком, напольными покрытиями, фармацевтической и другой продукцией.

Турецкие компании участвуют в строительстве крупных нефтеперерабатывающих предприятиях республики. Например, на «Нижнекамскенефтехиме». Налажено сотрудничество в области энергетики. Турки для «ТАИФа» ведут реконструкцию ТЭЦ-3 в Казани. В 2017 году большую часть трудовых мигрантов на территорию Татарстана должны составить граждане Турции. На них подано более 67% заявок от работодателей — турецких предприятий, работающих в РТ. Среди них ООО «Гемонт», ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», те же «Тракья Гласс Рус» и «Аутоматив Гласс Альянс Рус», а также ООО «Хаят Кимья». Всего на территории РТ работают 10 турецких заводов.

«Мы считаем, что турецкие инвесторы поверили в нашу страну. На примере крупных проектов мы видим, как они прекрасно работают. Я очень надеюсь, что политический кризис, который произошел, найдет разрешение, и мы будем работать дальше», — сказал Минниханов в июне 2016 года.

На протяжении всего полугода российско-турецкого охлаждения в отношениях Минниханов повторял, что турецкие народ для татар является «братским». 9 августа он принимал участие во встрече президентов России Владимира Путина и Турции Реджепа Эрдогана, которая прошла в Санкт-Петербурге.

Осенью 2016 года, когда конфликт между РФ и Турецкой Республикой урегулировали, татарстанско-турецкое сотрудничество продолжило развиваться. В октябре в РТ приехал министр экономики Турции Нихат Зейбекджи. Он принял участие в торжественном запуске вышеупомянутых заводов холдинга «Шишеджам». Кстати, за месяц до прошлогоднего российского-турецкого конфликта Зайбекджи был гостем на инаугурации Минниханова на пост главы Татарстана. 7 декабря 2016 года в Казань прибыл премьер-министр Турции Бинали Йылдырым. «Будем надеяться, что воспользуемся возможностями, которые у нас на руках, увеличим уровень товарооборота», — заявил Йылдырым тогда, добавив, что и Турция ждет татарстанских инвестиций.

В то же время появилась информация о том, что Татарстан и турецкая Организованная промышленная зона Гебзе будут сотрудничать по созданию на базе Свияжского мультимодального логистического центра особой экономической зоны. Республика с начала строительства не может подтянуть в проект инвесторов. Центр строили на бюджетные деньги, частные инвесторы так и не включились в проект. Хотя на старте ожидалось, что при общем объеме вложений в 20 миллиардов рублей, частные инвесторы направят порядка 12,5 миллиардов. 15 декабря 2016 года министерство экономики Татарстана и «Гебзе» подписали меморандум о намерениях по проекту новой ОЭЗ в Свияжске. Параллельно с этим документом было подписано соглашение о сотрудничестве между Академией наук РТ и Советом по научно-техническим исследованиям Турции (ТЮБИТАК).

Подписания состоялись в рамках визита делегации республики с Миннихановым во главе в Анкару. Глава Татарстана встретился с президентом Турции Эрдоганом, который посещал Казань 5 лет назад.

«Мы дорожим высоким уровнем отношений с Турцией и братским турецким народом. Очень важно, что, несмотря на сложный период в российско-турецких отношениях, главам обоих государств удалось выйти на нормализацию ситуации», — сказал тогда Минниханов.

На состоявшихся неделю назад встречах с турецкими чиновниками и бизнесменами, сессиях татарстано-турецкого форума Минниханов говорил о том, что Татарстан заинтересован, чтобы турецкий бизнес и далее развивал свои проекты в республике. Он обещал оказать для этого всестороннюю поддержку. Глава РТ предлагал увеличить количество рейсов между Казанью и Стамбулом. По мнению Минниханова, турецких инвесторов должны заинтересовать площадки ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Иннополис», территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны», Камского инновационного территориально-производственного кластера – «ИнноКам», проекты ВСМ Москва-Казань и международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай.

"