Феофан рассказал студентам о неприятии гражданских браков и ЛГБТ-сообществ

Феофан рассказал студентам о неприятии гражданских браков и ЛГБТ-сообществ

20 апреля 2017, 18:35
Общество
Диана Самохина
Фото: kpfu.ru
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан встретился со студентами КФУ и прочитал лекцию «традиционные ценности как духовные скрепы единства российского общества». В ходе общения он раскритиковал песню Земфиры, заявил о непонимании гражданских браков и порассуждал о гомосексуализме

Встреча владыки со студентами прошла в Императорском зале, в том самом, где висит небольшой портрет отлученного от церкви писателя Льва Толстого. Феофан, опираясь при ходьбе на посох, вошел в помещение по красному ковру в сопровождении ректора КФУ Ильшата Гафурова, который положил руку ему на плечо. Владыка занял одно из императорских кресел в первом ряду, а Гафуров встал за трибуну.

«С нам сегодня — человек необычной судьбы», — сказал он и поздравил собравшихся со светлым христианским воскресением. «Хочу пожелать вам здоровья, благополучия, а также успехов в вашей многотрудной и благородной деятельности, — обратился Гафуров к Феофану, — Развитие наших контактов — это целый комплекс мер по восстановлению классической университетской традиции взаимодействия светского и духовного образования, я думаю, сегодняшнее ваше выступление и вопросы будут способствовать укреплению наших контактов и в дальнейшем. Я благодарен, что вы нашли время для нашей встречи».

Гафуров пригласил Феофана выступить с речью и пошел в сторону императорского кресла. Владыка поинтересовался: «А, вы сюда хотели сесть?». Когда ректор отправился к директорским креслам, Феофан попросил его сесть в императорское. Студенты засмеялись, а владыка начал свою сорокаминутную лекцию.

«Не знаю, как называть вас. Кого называешь «господин» — обижается. А некоторые говорят: «Да нормально, я господин, хозяин своего положения». Господин ректор, я благодарен вам. У меня есть опыт общения с людьми и я довольно пристально наблюдаю за деятельностью университета федерального, казанского, приволжского, который является не просто одним из вузов, но могу честно сказать, одним из лучших университетов страны», — сказал Гафурову Феофан.

Владыка выбрал из «темы, которую ему очертили», рассказ о ценностях и смысле жизни. «Мы — что? Некая, даже органическая, живая сущность, которая родилась, жила, очень короткий период, умерла и исчезла. Или нечто другое? Если это так, если наша жизнь заканчивается базаровским лопухом на могиле, то этого смысла нет. Зачем нужны какие-то высокие нравственные подвиги, зачем люди умирали за идеалы, зачем возвышенное понимание во взаимоотношениях между людьми, если мы сегодня живем, а завтра умерли и на этом — конец. Потерян смысл жизни», — сказал он.

По мнению Феофана, смысл человеческой жизни — это бесконечность. «Я не говорю сейчас о сковородках, где будут жарить грешников или о чем-то другом, какое состояние будет там. Я говорю о другом сейчас: о вечности как о таковой. Если нет воскресенья для человека, значит нет ответственности. Если Бога нет, то все дозволено», — заявил владыка.

Феофан посетовал на "заслугу" в прививании россиянам мыслей о вседозволенности СМИ, псевдокультуру и кинематограф. Он отметил, что выписал названия «молодежных» песен, которые, с большей вероятностью, неизвестны ребятам, слушавших лекцию владыки.

«Подождем твою мать» [«Подождем твою маму», исполнитель — Игорек, - Inkazan]. Ничего не понимаю! А говорят, что молодежь зажигается такими песням. Или «Хочешь, я убью соседей» [«СПИД», исполнительница — Земфира, — Inkazan]. Это псевдокультурная пища молодого поколения. То же мы можем говорить о бессмысленных фильмах — «Анкор, еще анкор» или этих сериалах. Удивительное дело — это уводит человека, как раз, от ценности смысла жизни, некоторой подменой, я бы даже сказал, шелухой», — сказал Феофан.

Владыка также неодобрительно высказался о гражданских браках. «Традиция семьи — это, в первую очередь, брачный союз, выбор, любовь, которая превращается затем в подвиг тех, кто соединил свою жизнь. А у нас это состояние мужа и жены, а вернее, уже даже мужчины и женщины, начинают преподносить как некую игрушку, как некую утеху. И что происходит? Практически, рушатся, как таковые, семьи, не успев еще зародиться. Вы все, молодежь, в душе, наверное, будете со мной спорить, мол «ничего ты не понимаешь, седой поп и поэтому так и говоришь нам, мы живем по-другому». А мне кажется, что-то понимаю», — заявил он.

Феофан попросил студентов подискутировать с ним на тему адекватности вступления в гражданский брак после своей лекции. Однако никто из ребят не воспользовался предложением владыки.

«Я нередко слышу, общаюсь с родителями, есть ли дети, как живут. «А как живут — да гражданским браком». Я говорю: «Что-то не понятно. А что такое «гражданский брак»?». И слышу, матерям это становится нормально: «Да ничего, ну не подойдет, еще там…». Что такое «не подойдет»? Это чулки, носки или сапоги? Все примеряемся. Примеряться, кстати, начинают очень рано. Наступает время, когда нужно детишек иметь, а там что-то испорчено. Там уже вместо брака — брачок. И человек вообще опустошается», — сказал он.

В качестве положительного примера Феофан привел западные страны, где, по его мнению, молодежь все чаще сочетается браком, не познав секса. «Традиция не иметь детей — это тоже непонятно, какая традиция зарождается», — отметил он и заявил, что народам России присуща традиция крепкой семьи.

«Я многие годы проработал на Кавказе. И меня очень приятно всегда поражало: ни в одной кавказской республике нет детских домов. Ни в одной кавказской республике практически нет домов престарелых. Потому что очень сильные традиции. Сейчас у нас стоит большая проблема — это кризис народонаселения. Страна у нас богатая, людей, то бишь, нет. Как было у поэта — порядка, то бишь, нет. Это опять дисбаланс в сохранении традиций. И опять возвращаюсь на Кавказ, в тех же социальных условиях большие семьи — пять, шесть, семь детей. У нас в Татарстане есть какой-то баланс, но все же не совсем дотягиваем мы до той нормы. Я не говорю, что у нас по пять, по шесть, по семь… Но все-таки, традиции нормальной семьи нарушены, дисбаланс. Традиция заботы о родителях, о стариках — тоже нарушены», — сказал Феофан.

По мнению владыки, человек не освобождается от ответственности за свои поступки после смерти. Он осудил россиян, которые выбрали атеизм.

«Я, наверное, сейчас внесу смуту, если скажу, как я спорю с людьми, которые бьют в себя в грудь и говорят: «Я — атеист». Я так шучу иногда и говорю: «Вы просто трусливый человек и поэтому прикрываетесь атеизмом, отрицаете Бога и вечность». Он говорит: «Почему?». «А потому что не хотите отвечать за свои поступки здесь, во временной жизни, говорите, что Бога нет. А значит — все дозволено. Вы так хотите жить, снимая все нормы ответственности за свою жизнь», — рассказал Феофан.

Владыка обрушился с критикой на мировое ЛГБТ-сообщество. «Давайте себе представим, что этот прогресс станет традицией, то есть, нарушит закон, данный Богом — плодитесь и множьтесь. И мы пошли по этой новой столбовой. И сколько потребуется периодов, сколько веков? Немного, наверное, чтобы человечество изжило само себя. Нам говорят, что это ценность, завоеванная свободой. Не все те ценности, которые в течение последних 25 лет стараются привить как эталон культурного развития общества», — заявил он.

Феофан рассказал, что в течение многих лет жил в разных странах, сейчас он лишь посещает их. По его мнению, в европейских государствах, «где разрушена духовная сущность», наибольшее количество суицидов. Особенно выделяются наиболее комфортные для проживания — Финляндия, Швеция. «Большое количество суицидов в США. Этот поиск смысла жизни — две крайних точки. С одной стороны — это уход в некое непонятное, мистическое искание, а с другой стороны — гедонический, потребительский подход к всему. Ешь, пей, веселись — а завтра смерть и ничего не может случиться», — сказал владыка.

Затем Феофан попросил студентов задать ему вопросы. Один из учащихся спросил у владыки: «Что такое «сила духа»?». Тот ответил, что сила духа — внутренняя энергия, которая мобилизует все физические силы». «У подлецов нет силы духа, там — сатана действует вместо силы духа», — заявил Феофан и посоветовал парню прочитать книгу «Дух, душа и тело» архиепископа Симферопольского Луки.

«Как видит митрополия взаимодействие духовной школы и светских учебных заведений?», — поинтересовалась у владыки студентка одного из факультетов. «По-ло-жи-тель-но, по-сту-па-тель-но, но не наступательно, в партнерстве. Я думаю, что взаимодействие со светскими учебными заведениями, если на полном серьезе — это и различные научные конференции, и встречи», — сказал Феофан и предложил Гафурову собрать 10 самых образованных семинаристов и 10 студентов, чтобы они отдохнули в летнем лагере. Он выступил против коренного разделения религий. «Мы все в одном большом доме, в России и в Татарстане. Это мы, это наша сила», — сказал он.

Один парень затронул набравшую за последний год популярность тему «групп смерти». Его заинтересовало, какое влияние церковь может оказать на суицидальные сообщества в интернете. «Это — разъяснять о смысле жизни. Группы смерти — это призыв к сатанинскому насилию над душой человека. Здесь единственный способ — информационный тоже. Я же не выйду, не крикну, что «группы смерти — это уроды». Я вам скажу не только от церкви, все мы, а сейчас все — пользователи интернета. Если бы все взяли бы и сказали: «Это ад, это преступление, пропаганда смерти», не боясь», — заявил Феофан.

«Мы соберем отдельный круглый стол по сайтам, призывающим к суицидальному поведению. Это проекты, специально подготовленные для стран СНГ. Их нет в других странах. Мы сейчас занимаемся этим делом, готовимся», — отметил Гафуров. Феофан подтвердил его слова и отметил, что проектов, разработанных против России — огромное количество.

По окончанию встречи со студентами Гафуров и Феофан, обнявшись и еле слышно напевая мотив, последовали к выходу под громкие аплодисменты. «Вы были на высоте», — тихо сказал владыке один из преподавателей университета.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter