Posted 20 июня 2019,, 14:44

Published 20 июня 2019,, 14:44

Modified 17 сентября 2022,, 16:10

Updated 17 сентября 2022,, 16:10

Дорогая аренда и засилье медиафасадов: что бизнес сказал депутатам о рекламе в Казани

20 июня 2019, 14:44
Во время XXXIV сессии Казгордумы городские власти отчитались о положительном состоянии рынка наружной рекламы в столице Татарстана. Однако представитель рынка рассказал собравшимся о высоких арендных платежах, выросшей стоимости размещения и засилье медиафасадов.

Изменения в рекламном рынке города начались после того, как Казань обросла наружной рекламой всех цветов и размеров, что вызвало недовольство горожан, заявили чиновники во время сессии. В 2018 году закончились 5-летние контракты на аренду рекламных щитов. За этот срок город получил 1,4 млрд рублей доходов — по 280 млн рублей ежегодно.

Тогда же произошла реформа рекламного рынка. Власти на 33% сократили общее количество рекламных мест — до 898 единиц. С прошлого года контракты на аренду площадей заключаются не на 5, а на 10 лет. Чиновники прогнозируют, что за это время муниципалитет получит 3,22 млрд рублей. В прошлом году доход города поднялся с 280 до 320 млн рублей.

«Реклама стала более деликатно вписываться в архитектурную среду, ее стало намного меньше. Она уже не так сильно раздражает горожан. Но от этого атрибута рыночных отношений ни город, ни бизнес отказываться не намерен, так как это возможность предпринимателям заявить о собственном товаре, это рабочие места и хороший доход бюджета города», — заявил начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Аскар Багаутдинов.

После его выступления слово взял владелец и основатель рекламно-маркетингового холдинга ITL GROUP Илья Фомин. Он затронул тему медиафасадов — это большие экраны, которые в Казани преимущественно крепятся на жилые дома или другие постройки.

Фомин заявил, что эти медиафасады не приносят городу «ничего хорошего», так как город не получает с их собственников арендных платежей. Тем, кто хочет установить фасад, достаточно согласовать это с жильцами домов, на которых они будут установлены, и получить разрешение у города. Их владельцы забирают 25-30% рынка наружной рекламы, а другие игроки недополучают прибыль. Это около 15-20 млн рублей.

Мэр Казани Ильсур Метшин сообщил, что это называется «конкуренция». Частично градоначальник согласился с Фоминым, но высказался против того, что одни платят аренду, а другие — нет.

«Они платят этим жилым домам и собственникам офисов, зданий, сооружений. Но мы вас услышали, это одна из проблем. Мы очень щепетильно относимся и стараемся всегда предоставить равные возможности для всех участников рынка», — сказал Метшин. Он пообещал «внимательно рассмотреть, нет ли преференций».

По словам Фомина, сейчас в хороший месяц оператор наружной рекламы получает доход в размере 65-70 млн рублей. При этом больше половины выручки отдается городу в качестве арендных платежей. Глава рекламного холдинга заявил, что «для России это беспрецедентная ситуация, подобная вещь существует только в Москве».

Фомин рассказал, что в Москве прошли аналогичные торги на право заключения аренды площадей на 10 лет. При этом, как и в Казани, начальная цена аукциона была «в 3-4 раза выше, чем ожидали», а предложение опережало спрос. В Москве некоторые операторы уходили с торгов, что снижало первоначальную стоимость аренды.

«Чем можно охарактеризовать рынок наружной рекламы в Казани? Это высокие платежи за аренду в муниципалитет, это одна из самых высоких стоимость размещения рекламы в России, после Москвы и Питера. В структуре доходов преобладают продажи федеральным клиентам. Снизилась средняя заполняемость, медиафасады забивают рынок, повышение предложения над спросом», — заявил Фомин.

Еще одна проблема рынка наружной рекламы, озвученная им, заключается в том, что арендаторы платят авансированные платежи. За квартал их сумма достигает порядка 75 млн рублей. Из-за этого возникает высокая нагрузка на бизнес, деньги необходимо собрать, и они «висят на счетах». Фомин предложил платить авансом за месяц, сумма составит около 25 млн рублей.

В ответ на это Метшин заявил, что нужно в ближайшее время собрать участников рынка и обсудить с ними дальнейшее развитие этой отрасли.

"