Posted 20 сентября 2011,, 04:19

Published 20 сентября 2011,, 04:19

Modified 11 сентября 2022,, 08:34

Updated 11 сентября 2022,, 08:34

Одежда, говорящая по-татарски

20 сентября 2011, 04:19
Одежда, говорящая по-татарски

В Казани живет молодой дизайнер, победительница Всероссийского конкурса Fashion is my professsion от Sunday Up Market и создательница двух брендов современной одежды Элина Муха. Сайту Inkazan.ru она рассказала о разнице апельсина и мандарина, о ванне с чувствами и о своей первой встрече с президентом…
_________________________________________________

— Как давно ты решила стать дизайнером?
— В детстве. Первый мой модельерский опыт был в СССР – в 88 году, мне было 2 года. Из белых дефицитных колготок на утренник я решила сделать леггинсы. Только вот мама, доставшая где-то эти колготки, как женщина, приученная к порядку и дисциплине, вольностям моего Fashion design’а совсем не обрадовалась. А так, с 6-7 лет я рисовала модели. Помню, на даче под яблоней рисую, и вдруг ветер… эскизы в крыжовнике, у соседей, высоко на деревьях… может, и за границу куда долетели!.. Жаль, что у нас в Казани негде было учиться Fashion в том формате, в котором мне бы хотелось. Поэтому выбрала архитектуру, решила, что иду в похожем направлении. А получилось так: ты хочешь апельсин, но тебе дают мандарин. Он вроде как апельсин, но не апельсин вовсе… Когда я это поняла, начала выражать себя через принты, потом всё свелось к моделированию.
— Похоже, ты была настойчивым ребенком?
— Да, очень. Мне родители давали колоссальную свободу, о которой многие могут мечтать. Благодаря их поддержке я получила красный диплом и работала архитектором в Нью-Йорке. Была бы отличная карьера, просто мне это не интересно. Там я чувствовала, что нужно приехать домой. Сюда тянет, как магнитом.
— Как давно ты попала в фэшн-бизнес?
— Совсем недавно, чуть меньше года. Сначала были принты, потом появились новые идеи. Например, украшения, леггинсы с татарским орнаментом. Сейчас мы работаем над запуском резиновых сапог с татарским орнаментом. В обычной национальной одежде на тебя будут смотреть, как на актёра из театра, а это — народные штуки, но переигранные на новый лад — смотрится круто! Хоть сделать их не так просто. Когда мы только начинали, в поиске нужного оборудования я обращалась ко всем в Казани, в ответ слышала, что его просто нет. Я настаивала на своей технологии и постоянно упиралась в какие-то отговорки. Такая же история с футболками — не было моделей с нужными лекалами. Но выход есть всегда, просто нужно постоянно пахать, работать, искать, добиваться. Сейчас мы купили нужное оборудование и нашли хороших поставщиков, кстати, наша машина — единственная в Казани.
— Начинать пришлось с вложений, откуда брался начальный капитал?
— Я работаю с 18 лет, часть суммы уже была. Еще мы выиграли грант на 300 000 рублей. Можно сказать, помогло государство. Правда, с этой суммы пришлось платить налоги. Оставшуюся часть занимали, друзья помогли. На самом деле, все можно сделать, если очень хочешь. Когда сделаешь, думаешь, как было все легко и просто. И тогда рождаются новые идеи. Скоро я планирую открыть магазин, где будет своя атмосфера. Доделываю для него коллекцию — все майки будут сделаны на заказ. Тематика рисунков — цирковые лошади, кроме рисунков — очень много ручной работы: нашивки и вышивки, краски-покраски-закраски… Сумасшедший дурдом. Не машинный.
— Кто будет заниматься ручной работой?
— Сама, я не могу это кому-то поручить. Получаю кайф от того, что делаю: разложу штук десять маек и чик-чик,чик-чик (показывает), творческий процесс начинается…
— По своим эскизам тоже сама шьешь?
— Пока нет. Я — «украшатель», «идейный креатор», создаю принты, основу, базу. Но мне очень нравится, когда человек делает вещи сам для себя. Я, например, восторгаюсь, как Юля Турайханова шьет. Великолепно! Она настолько нашла свой стиль, открыла свои «фишки». Смотришь и видишь, что внутренний и внешний мир человека находятся в дружбе и согласии. Если человек не умеет достичь этого сам, то нужно обратиться к тем, кто ему в этом поможет.
— Как у тебя родилась идея создать свой бренд?
— Спонтанно. Ехала в машине, и в один миг шарахнуло: «Dress Aytam»! По-английски «дресс» — это платье, а по-татарски «дорес» — это правильно, «айтам» — по-татарски говорю. Решила, что прикольно. Когда в должность президента вступил Минниханов, родилась другая идея — создать футболки «mini ХАНСТВО». «Ханство» для меня — нечто родное и близкое, как маленькое царство с большим забором.
— Интересно, а Минниханов слышал о твоем «mini ХАНСТВЕ»?
— Да. Мой знакомый недавно выступал перед Миннихановым в футболке «mini ХАНСТВО», говорит, что он смеялся, когда увидел. Хотя раньше нашего президента всячески ограждали от этой информации. Год назад произошел курьезный случай. Мы приехали на Сабантуй, поставили палатку, настроились продавать футболки. Неподалеку ходил мужчина с проводочком у уха. Наклоняется ко мне и строго так обращается: «Майки свои сняла! Или закроем лавочку!» Сейчас смешно вспоминать. Но если серьезно, совершенно непонятно это требование. Люди должны выражать свое мнение открыто, а у нас боятся что-либо показывать. Тем более я ничего плохого не писала. Татарстан — мой родной край, и я горжусь им. В тот момент было не до споров, футболки «mini ХАНСТВО» пришлось убрать. Но президент проходил мимо нашей палатки и увидел менеджера в футболке «Нам, татарам, не всё равно». Остановился. И… поаплодировал! А потом и его племянницы приобрели в «F-people» наши футболки. Так что он всё знает.
— Кто еще из известных в Казани людей носит Dress Aytam?
— Мои майки носят жены и подруги футболистов (Надежда Шаронова, Ирина Харасова, Аня Семак), редактор глянца Юлия Туранова, телеведущая Аида Гатина. Однажды предоставился случай подарить майку Эдриану Броуди. После этого сувенирные магазины на Баумана стали копировать наши фразы, идеи. Пришлось с ними судиться. Я всё уже заверила в РосПатенте, в организации по защите авторского права. Жаль, что они этого не знали…
— У тебя есть два собственных бренда, в чем между ними разница?
— Dress Aytam — это «народняк», для тех, кто умеет дружить компанией, кто гордится корнями, Татарстаном, Казанью. Elina Muha — эта марка более индивидуальная, в ней есть интимность, я бы сказала — эротизм. А вообще всю одежду я создаю для молодых активных людей, которые обожают путешествовать и любят модные штуки!
— Ты тоже любишь путешествовать. Какой город ближе?
— Родной город, «любимочка» навсегда. А как без Казани? В Америке включала песню «туган як», смотрела на наш Кремль через гугл и плакала. Для многих людей заграница — это что-то нереальное. Так и есть, но только пока ты турист. Когда ты приезжаешь на ПМЖ, видишь другую жизнь, реальную, с их налогами, правилами, сталкиваешься с другим менталитетом. И это всё чужое. Прикольно недолго полюбоваться красивым домиком, выпить там кофе, побыть в фэшн-стайле… Для меня Стамбул, Нью-Йорк, Милан — это как на дачу съездить. Купил билет — полетел, везде друзья. Я там уже не туристка, но все равно жить в этих городах очень сложно.
— Ты, кажется, самостоятельна и независима…
— Да, я независима. Есть два непонятных мне чувства. Я не знаю, что такое изжога и что такое скучать. Вокруг меня всегда люди. И я ни по кому не скучаю. Я теряла друзей, но и находила много новых, а потому привыкла к переменам в окружении.
— Но другие чувства тебе знакомы?
— Конечно! Состояние влюбленности для меня — необходимость. Если раньше это больше относилось к мужчинам, то в последнее время меня преследует влюбленность в жизнь. Я, например, могу быть сейчас влюблена в тебя: интересно, что ты за девушка, как тебя можно порадовать. Недавно работали с фотографом Алиной Валитовой — замечательный человек. Такие встречи мне дарят чувство влюбленности. Чувства, как пласты, сменяют друг друга — потрясающая штука!
— Может быть, это не влюбленность, а вдохновение?
— Нет-нет, это влюбленность! Состояние, когда тебя будоражит. Вдохновение… оно… Оно сильнее прёт, чем влюбленность… От вдохновения трясёт, будто ты прямо сейчас собираешься на свидание, через минуту выходить, а внутри только «ааа!» А состояние влюблённости более лёгкое. Влюбленность может быть в людей, которые тебя окружают, в планы на день, в те места, которые ты хочешь посетить. Влюбленность очень часто дает толчок к вдохновению. Держишь это чувство и не даешь ему раствориться. Бывает, набрала себе ванну чувств и сидишь в них, купаешься. Начнешь выплескивать — очень много потеряешь. Лучше законсервировать, в ванной этой полежать. Когда вода все-таки начинает уходить, смотришь на горизонт… Таа-а-ак, что там у нас дальше?
Модные штуки от Элины Мухи можно заказать в нашем интернет-магазине

[mceAuthor]Репортаж Светланы Сорокиной[/mceAuthor]

[mceAuthor]Фото из личного архива дизайнера[/mceAuthor]

"