Posted 20 октября 2021,, 16:46

Published 20 октября 2021,, 16:46

Modified 18 сентября 2022,, 14:17

Updated 18 сентября 2022,, 14:17

«Вода по воздуху не придет»: Казань ищет 65 млрд рублей на ремонт сетей

20 октября 2021, 16:46
Казань плотно взялась за решение проблемы с превратившимися в труху сетями водоснабжения и канализации. Для спасения города нужно 65 млрд рублей. Денег нет. Городские власти намерены искать справедливости в Москве. У экспертов, опрошенных Inkazan, возникают вопросы, на что шли деньги до этого.

«Запас прочности советского наследия исчерпан»

Значительная часть труб была проложена в 50-70-х годах прошлого века. Сегодня 70% казанских сетей ветхие и аварийные. Они отслужили свой срок еще 10 лет назад. В плачевном состоянии не только трубы, но и порядка 10 крупных коллекторов во всех уголках города. Самый «древний» коллектор на улице Марджани построен в 1939 году.

Каждый год протяженность «трухи», как назвал старые коммуникации мэр города Ильсур Метшин, растет на 2-3% или на 75 км. «Водоканал» несколько лет бьет тревогу. Но у города и республики не было времени и денег на ремонт: шли масштабные проекты расселения ветхого жилья, строительство целых микрорайонов, в том числе соципотечных.

«Сейчас запас прочности советского наследия исчерпан. Пройдена точка невозврата. За период с 2010 года на сетях водоснабжения города по причине износа произошло более 14 тысяч аварийных ситуаций. Ситуация обострилась до предела»,подчеркнул генеральный директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров.

«Набралось 12 млрд рублей, которые мы недополучили»

На восстановление инфраструктуры «Водоканалу» нужно 65 млрд рублей, из них только на сети — 40 млрд рублей. По мнению МУПА, сумма неподъемная. Средства на капремонт заложены в тарифах. Но с них муниципальное предприятие получает лишь 260 млн рублей в год, а требуется не менее 2 млрд рублей. Бюджет не финансирует его уже много лет.

«Водоканал» заявился во все существующие федеральные программы по реконструкции сетей. Но Казань не проходит по критериям: они направлены на поддержку городов с населением до 500 тысяч человек. «Тут не все от меня лично зависит. Нужна поддержка государства», — ответил Егоров на вопрос, где взять 65 млрд рублей.

Три года назад он предлагал переложить это бремя на рядовых пользователей, но не получилось.Теперь Егоров отмечает, что в госкомитете РТ по тарифам «самостоятельно ничего не придумывают». Индексация тарифов ограничена федеральным законодательством. Так, сегодня 1 литр воды стоит 2 копейки.

В последние годы источники финансирования «Водоканала» истощились. Так, в 2014 году отменили инвестиционную надбавку к тарифу на водоснабжение, которая в Казани была ниже 1 рубля за кубометр. В прошлом году в МУПе заявляли, что инвестнадбавка могла бы давать резервы на замену сетей в объеме не менее чем 500 млн рублей и возмещать расходы на модернизацию всего хозяйства не менее чем в 2 млрд рублей.

«Инвестнадбавки нет уже много лет. Инвестнадбавка, пересмотр тарифа на подключение, бесплатное подключение многих объектов по социальной ипотеке и так далее. Таким образом, набралось 12 млрд рублей, которые мы недополучили»,сказал Егоров.

«Надо вернуть это несправедливое решение», или откуда взять деньги

Одна из крупных «недополучек» образовалась со стороны застройщиков.

«В 2014 году было принято решение, которое пошло на снижение стоимости квадратного метра жилья. Казалось бы, правильное решение, квадратный метр должен стать дешевле. На сегодняшний день квадратный метр перевалил за 100 тысяч рублей, а стоимость подключения — 500 рублей»,прокомментировал проблему мэр, не уточнив, о чем идет речь.

Семь лет назад начальник финансово-экономического отдела «Водоканала» Булат Нагуманов рассказывал о найденной частными компаниями лазейке. В 2014 году в России установили более низкие тарифы на подключение новых объектов к сетям, если они потребляют меньше 10 кубометров воды в час. Предполагалось, что послаблениями воспользуется малый и средний бизнес. Но застройщики начали дробить свои проекты, чтобы подойти по параметрам. Хотя для них плата должна рассчитываться индивидуально, и в таком случае она была бы выше. Из-за этого МУП потерял несколько миллиардов, которые можно было бы направить на инвестпроекты, например, на реконструкцию сетей.

Егоров отметил, что несмотря на активную застройку города, у «Водоканала» остается запас мощности. «Но есть проблемы с ветхостью. Есть сети, которые мы не можем подключить», — пояснил директор предприятия.

Метшин предлагает достучаться до федерального центра. «Надо вернуть это несправедливое решение. Новый депутатский корпус Госдумы, благо министр строительства и ЖКХ — человек из отрасли, который на земле страдал вместе с нами от принятого решения (речь об Иреке Файзуллине, бывшем главе минстроя РТ, действующем руководителе федерального ведомства — Inkazan)», — сказал градоначальник.

С этой проблемой столкнулись многие города. К тому же правительство ставит перед регионами задачу наращивать темпы строительства жилья, но без коммуникаций дома будут просто коробками. «Вода по воздуху или дождем не придет, плюс есть вопросы канализования», — сыронизировал мэр.

«Это проблема всей коммунальной отрасли РФ. То есть один закон поменялся, и поменялось все. И этот накопительный эффект имеет тенденцию копиться и копиться. То есть денег больше становится, а проблема становится больше. Мы еще более или менее в в лучшей ситуации находимся. Потому что у нас сети имели запас прочности. А в других городах, с которыми мы общаемся, вообще нет запаса мощности прочности материалов»,подтвердил Егоров.

Спасение в инвесторах?

Председатель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаил Застела считает, что для реализации масштабных проектов нужно привлекать акционеров: контрольный пакет предприятия оставить за городом, а оставшуюся часть продать.

«Когда мы платим за воду, определенный процент идет на амортизацию, то есть на восстановление сетей. А плата выше амортизации уже незаконна. Если я готов заплатить выше, чем за амортизацию, за создание новой сети, то тогда я буду членом совета акционеров и попрошу у МУП «Водоканала со мной делиться»,рассказал Застела в разговоре с корреспондентом Inkazan.

Похожую идею выдвинула координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды Светлана Калинина. Она предложила заключать МУПам концессионное соглашение, чтобы в капремонт вкладывались инвесторы. «Но муниципалитеты на это тоже не пошли. Значит, они рассчитывали на то, что они сами справятся с этими задачами», — прокомментировала она Inkazan.

По словам Калининой, ни одна ресурсоснабжающая организация на сегодня не предоставляет ОНФ отчеты о том, куда пошли деньги, которые жители платят за капремонт.

«Если бы правильно планировались работы в свое время, то капремонт однозначно продвигался бы. Потери идут только потому, что вовремя не были устранены те или иные недостатки, и вода куда-то утекает»,добавила она.

В самом «Водоканале» заявили, что готовы на все варианты, «которые позволит государство». Но большинство идей предполагают, что сумму, пусть и косвенно, стрясут с жителей.

"