Posted 20 ноября 2020,, 16:58

Published 20 ноября 2020,, 16:58

Modified 18 сентября 2022,, 11:04

Updated 18 сентября 2022,, 11:04

Лекарственный коллапс: истинные причины

20 ноября 2020, 16:58
Обойти несколько аптек и не найти необходимых лекарств — несколько месяцев назад россияне не могли себе такого представить. Теперь дефицит препаратов стал реальностью. Кто виноват и что делать — разобрались «Новые известия».

Россияне не раз жаловались на нехватку лекарств в аптеках. В начале ноября на это отреагировал глава правительства Михаил Мишустин. Он подписал постановление, которое должно было упростить работу с системой маркировки препаратов: именно она стала источником проблемы.

Согласно документу, до февраля 2021 года аптеки имеют право продавать препараты даже если не получили «разрешения» от системы. Однако гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев заявил, что последствия коллапса не устранены.

«Убытки несут все, а компенсировать их оператор не будет. Но это полбеды. У нас люди погибают от ковида, потому что препараты не доходят», — сказал он. Решение правительства он назвал полумерой, которая умаляет ценность системы маркировки.

Система необходима для борьбы с фальсификатом: только в этом году Росздравнадзор конфисковал 363 серии препаратов, не соответствующих требованиям. И это с учетом того, что из-за пандемии фармпроизводства долго не проверялись.

Этот лекарственный коллапс — не первый в истории России. Согласно результатам опроса «Новых известий», жители страны время от времени сталкиваются с такой проблемой. Издание не исключает, что сбои в системе маркировки лишь вывели проблему на поверхность.

Власти, в том числе в Татарстане, пытались возложить ответственность и на самих граждан, которые якобы в панике скупают лекарства, и на аптечные сети, которым дефицит и вовсе не выгоден. Однако корень проблемы мог появиться гораздо раньше.

В частности, им стало регулирование цен на лекарства, входящие в список жизненно необходимых. По словам директора по развитию аналитической компании PNC Pharma Николая Беспалова, это работало при стабильной экономической ситуации, затем стоимость лекарств выросла.

Теперь правительство рассматривает законопроект, предлагающий увеличить предельно отпускную цену на лекарства в аптеках. Дмитриев заявляет, что пока фармкомпании отказываются от госконтрактов или убирают из них «жизненно необходимые» лекарства.

Население тем временем все чаще вынужденно переходит на дженерики — дешевые копии оригинальных лекарств. На них приходится около 63% фармрынка страны. Однако граждане относятся к «копиям» с недоверием, остаются и вопросы к их качеству.

Помимо этого, отечественный фармрынок зависит от импорта. Около 80% российских лекарств производят с применением иностранных компонентов. Проблем добавляет и запутанный процесс регулирования рынка в целом — за ним в России следят сразу пять ведомств.

Но ситуация остается напряженной.

"