Posted 21 февраля 2020,, 15:18

Published 21 февраля 2020,, 15:18

Modified 17 сентября 2022,, 16:49

Updated 17 сентября 2022,, 16:49

С погодой невозможно справиться: бизнес подводит итоги теплой зимы

21 февраля 2020, 15:18
До начала весны остается чуть больше недели, а владельцы лыжных склонов, магазинов шуб и пуховиков уже говорят об убытках из-за аномально теплой зимы. Кто столкнулся с трудностями, а кто остался в выигрыше - в материале Inkazan.

Январь 2020 года для Казани стал самым теплым за всю историю метеонаблюдений. С начала зимы из города вывезли почти 188 тысяч тонн снега. Это в два раза меньше, чем за декабрь-январь прошлого сезона. Пока казанцы наслаждались мягкой зимой, бизнес подсчитывал убытки.

По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Корнева, сильнее всего от капризов природы пострадали энергетики. По итогам декабря выработка горячей воды и пара упала на 8,9%, теплоэнергии, производимой котельными, - на 8,6%, выработка электроэнергии в целом по стране снизилась на 2,5%.

Косвенно могут пострадать, к примеру, лесозаготовки. Значительная часть леса производится в регионах, где «тяжело» с дорогами и много леса вывозится по «зимникам». «В европейской части страны зимние дороги все развезло, но здесь заготавливается небольшое количество леса. Отдельные компании пострадают безусловно», - сказал Корнев.

В проигрыше оказались туристические компании, чей бизнес связан с зимними видами отдыха. Россияне, которые привыкли кататься на горных лыжах, вынуждены пересматривать свои маршруты. Но это не очень большая доля в масштабах страны, говорит эксперт. Владельцев шинного бизнеса это коснулось в меньшей степени: покрышки покупают осенью.

Аналитик считает, что в этом году существенно снизилась продажа шуб, курток и дубленок в зимние месяцы. Но надо иметь в виду, что данный вид одежды в основном покупается не зимой. Впрочем, продажи этих видов одежды и так падают, но в этом году упали еще сильнее. Данные Корнева подтверждает и сеть «Снежная королева».

В магазине отметили, что год был достаточно тяжелым: теплая зима влияет на исполнение сезонных планов. По предварительным оценкам, общее падение продаж на рынке меха и верхней одежды из-за необычайно теплой зимы в четвертом квартале 2019 года могло достичь 20-25% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.

По данным исследования Fashion Consulting Group (FCG) по итогам 2019 года, оборот российского fashion-рынка сократился на 3–4 % – до 2,26–2,29 трлн рублей. Представитель «Снежной Королевы» Наталья Левина заявила Inkazan, что отрицательная динамика напрямую связана с падением потребительского спроса.

Его основные причины - падение реальных доходов населения и теплые осенние и зимние месяцы. «Снижение спроса не обходит стороной и нашу компанию. Однако это касается недовыполнения планов продаж, которые были установлены с серьезным процентом прироста к прошлому году», - сказала она.

При текущем росте цен на сырье и, как следствие, на меховые изделия, магазин сохранил отпускную стоимость, заявила его представитель. Количество продаж удерживается приблизительно на уровне прошлогодних показателей. Спасает ситуацию и отношение российских покупателей к натуральному меху как к символу достатка.

«Любовь к натуральному меху глубоко вписана в нашу культуру. Такие покупки часто бывают сопряжены с важными событиями в жизни, не связанными с температурой за окном»,- считает Левина.

В Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Inkazan сообщили, что они не ведут подсчеты того, как «теплая зима» отразилась на бизнесе, так как от предпринимателей трудно получить обратную связь. А так как разный бизнес имеет разную реакцию, сложно сказать теплая зима — это хорошо или плохо.

Но представители данной сферы убеждены, что такая погода ничего хорошего не несет. «Поскольку мы торгуем сезонным товаром, то имеем прямую зависимость спроса от климатических показателей своего региона», - заявил владелец магазина «Спорт-Скат» Ринат Гарипов.

По его словам, если зима оправдывает ожидания по температуре и объему осадков, как правило, прогнозы продаж совпадают с фактическими. «По нашим наблюдениям цикличность теплых или бесснежных зим приходится примерно раз на 5-7 лет. Мы стараемся учитывать в своей работе вероятные капризы небесной канцелярии», - сказал он.

Гарипов сообщил, что в этом сезоне снежные осадки в необходимом для эксплуатации снегоходов объеме пришли лишь в конце января. Но по итогам декабря 2019 года продажи снизились на 20%. Нынешние декабрь и январь были теплыми на большей территории России. Поэтому отправлять невостребованный в регионе товар было просто некуда.

Директор лыжной базы «Дубравная» Рустам Бикеев, сказал, что «нет плохой погоды, а есть плохая одежда». «С погодой невозможно справиться, поэтому ищем какие-то альтернативы. У нас есть каток, пейнтбол, беседки, веревочный парк. На эти выходные хотим велосипеды вытащить, потому что дорожки подмерзли. Ищем варианты», - заявил он.

Бизнесмен признался, что бизнес «живет за счет катка», который за зиму ни разу не закрывали. Но лыжников в последние две недели практически нет – если раньше 650 пар лыж не хватало на всех желающих, то сейчас они стоят.

По мнению Корнева, в выигрыше оказались потребители тепло- и электроэнергии, вся розничная торговля и логистика, а также те, у кого есть склады и магазины. В плюсе должно оказаться как жилое, так и дорожное строительство.

«Зима в этом году позволяет строить без остановок и снижения темпа. Строительство по темпам не упало, и я смотрю, что дорожники уже во всю ремонтируют дорогу посреди зимы, хотя обычно занимаются этим в апреле. И традиционный сезонный спад, который у них бывает зимой, в этом году не состоялся», - заявил аналитик.

"