Posted 22 января 2019,, 07:32

Published 22 января 2019,, 07:32

Modified 17 сентября 2022,, 15:45

Updated 17 сентября 2022,, 15:45

Травля в школе: почему это происходит и как проблему не решают в Татарстане

22 января 2019, 07:32
С буллингом или травлей в школе так или иначе сталкивалось большинство учеников, однако в обществе проблема замалчивается как самими учащимися, так и школьной администрацией. Inkazan поговорил с психологами об аспектах этого явления и узнал, как решают и планируют решать эту проблему в Татарстане.

В 2018 году Россию потряс массовый расстрел в керченском политехническом колледже. Студент 4 курса устроил стрельбу из ружья, а после взорвал самодельное взрывное устройство. В результате погибли 20 человек. Различные ранения получили более 50 человек. Подруга стрелка заявляла, что над ним издевались в школе и колледже.

В прошлом году доцент кафедры дошкольного и начального образования института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин провел исследование психологического климата в казанских школах, опросив 620 учеников и 635 родителей. Согласно его результатам, 11-16% детей хотели бы перейти на домашнее обучение из-за травли.

От проблем во взаимодействии с одноклассниками и буллинга страдает каждый десятый школьник столицы Татарстана. 82% учащихся каждый день находятся в ожидании травли. При этом 26% родителей не знают, что у их ребенка проблемы, а 96% не в курсе, что их ребенок – организатор травли.

Практикующий детский психолог Надия Праздникова сообщила Inkazan, что травля детей носит масштабный характер. «Не менее трети школьников подвергались насилию в той или иной форме в учебных заведениях», - сказала она.

По словам Гарифуллина, буллинг существовал всегда, но количество случаев варьировалось. «Буллинг как явление очень сильно зависит от социальной, экономической обстановки в стране. Нельзя говорить, что все время растет или падает – какие-то циклы есть», - сказал он.

В то же время в пресс-службе минобра РТ Inkazan сообщили, что буллинг никогда не мониторился: это такая «тонкая система психологическая». Поэтому статистики случаев травли школьников у министерства нет. Не владеет ей и мэрия Казани. Подразделение по делам несовершеннолетних УМВД по Казани, до которой – теоретически – доходят наиболее «тяжелые» случаи в 2018 году таких не зафиксировало.

Гарифуллин заявил, что сегодня можно предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.

«Проблема будет усугубляться в силу того, что каких-то основательных трансформаций не происходит», - пояснил он, выделив ряд факторов. Гарифуллин заявил, что сейчас учителя загружены бюрократической работой и у них «нет сил, чтобы отслеживать эти явления». А сама система образования построена так, что учитель не несет в себе воспитательной функции.

Жертвами буллинга становятся те дети, которые выделяются из общей массы. При этом, по его словам, травлю одного из членов коллектива зачастую поддерживают другие его участники, «чтобы их самих не трогали».

«В результате слишком плотных графиков занятий у дошкольников зачастую нет времени на занятия, соответствующие возрасту. Тогда страдают социальные навыки и умение решать конфликты», - сказала Праздникова.

В качестве еще одного негативного фактора Гарифуллин назвал разделение министерства образования и науки на два ведомства, так как одно без другого перестает развиваться. Кроме того, в школу пришли экономические отношения между родителями, учителями и администрацией заведения, а значит они могут задавать «определенный тренд».

«Бывают случаи, когда педагог желает вмешаться, но оказывается, что организатор буллинга является ребенком спонсора этой школы. И все упирается в руководство, поэтому педагога, который хочет защищать, решать проблему, могут изолировать и даже уволить – такие случаи тоже бывали», - сказал Гарифуллин.

Он отметил, что педагоги могут сами использовать ситуацию травли, чтобы влиять на класс, который «неруководим». «Иногда полезнее иметь какого-то от себя лидера, который каким-то образом «держит» класс. Также и в армии: есть сержант лентяй, который на «дедов» поручает ведение взвода, - дедовщина процветает», - сказал Гарифуллин.

Праздникова также заявила Inkazan, что «нападающими могут выступать не только дети, но и педагоги».

В минобре РТ сообщили, что по каждому факту ведется индивидуальная работа с участием школьников, родителей, педагогов и психологов. Аналогично ответили в пресс-службе мэрии города.

Замдиректора по воспитательной работе Гимназии №3 Елена Пронюшкина заявила Inkazan, что буллинг – скорее исключение из правил. По ее словам, с детьми в школах работают достаточно опытные психологи.

«Это у нас как исключение из правил, чтобы ситуация была запущенная, когда сам классный руководитель может что-то утаивать. Это крайний случай, исключение, я еще раз подчеркиваю. Идет вмешательство психологической службы, меня, например, администрации в целом, и мы стараемся не допустить этого, следить», - сказала она.

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина заявила Inkazan, что в ее адрес поступают обращения от родителей, жалующихся на конфликтные ситуации в школах. В том числе, участниками которых являются дети. По словам омбудсмена, подобные ситуации "недопустимы".

"По каждому такому обращению направляется заключение уполномоченного по правам ребенка о нарушении прав детей на имя руководителя либо учредителя образовательной организации с требованиями принятия соответствующих мер по прекращению (урегулированию) конфликтной ситуации, нормализации ситуации в школе", - заявила Удачина.

Омбудсмен также призывает администрацию учебных заведений не допускать подобных ситуаций впредь и привлекать к ответственности лиц к ним причастных. Удачина отметила, что остается на связи с родителями до тех пор, пока конфликт не будет исчерпан.

Inkazan направил в минобразования РТ запрос о том, какие профилактические меры проводятся в школах республики. Однако на момент публикации материала ответ не поступил. В то же время Пронюшкина сообщила, что школы разрабатывают программы профилактики этого явления.

«У нас в прошлом году был создан социально значимый проект, в городе с ним выступали, — «Мир без конфликтов», где сами дети среднего и старшего звена объединились и рассказывали, как важно правильно выходить и конфликтных ситуаций, что лучше компромисс искать. Очень много таких форм профилактических, корректирующих, которые мы используем ежедневно. Это работает в большинстве своем обязательно», - сказала она.

По словам Праздниковой, в школах важно уделять время не только успеваемости, но и внеклассным занятиям, которые бы способствовали сплочению учеников. Психолог заявил, что группы эмоциональной разгрузки должны быть организованы для учителей, которым также нужно преподавать навыки предотвращения конфликтов.

«Проблема буллинга решается благодаря огласке, чтобы в классе было чувственное общение, чтобы педагог был информирован о том, что происходит в общении между учениками. Проблема ключевых мер – это проблема профилактики. Власть может только заниматься мощной профилактикой. То есть так можно устроить систему, чтобы на корню это не появлялось. У нас система образования не занимается делом, потому что выпускников нигде не ждут, мы только делаем вид, что мы учимся, что мы заняты», - сказал Гарифуллин.

По словам психолога, также необходимо проводить мониторинг и тестирование, отслеживать «наиболее рискованные личности», которые могут организовать травлю. Гарифуллин заявил, что исправить ситуацию можно, подняв ответственность, в том числе – правовую, педагогов и школ за допущение случаев буллинга.

Проблему анализировало министерство по делам молодежи РТ, опираясь на социологические исследования, интервью с подростками и аналитику социально-психологических служб и телефона доверия. Координация работы последних будет передана минмолодежи РТ. Как заявили Inkazan в пресс-службе министерства, после завершения этого процесса система будет обновлена и направлена, в том числе на борьбу с буллингом среди подростков.

«Многое решает среда, в которой подростки находятся, в том числе информационная среда, интернет. Чем больше в этой среде будет возможностей, определенных ценностных установок, тем безопаснее она будет. Наша работа, как раз, направлена на то, чтобы такую среду для молодежи создавать», - заявили в минмоле, добавив, что сотрудничают с министерством образования и другими ведомствами в этом вопросе.

В декабре прошлого года глава минмола РТ Дамир Фаттахов заявил, что его беспокоит вопрос помощи подросткам, которые не были услышаны близкими или "подвергались буллингу".

"У каждого жизнь складывается по-разному: где-то они не были услышаны своими близкими, друзьями, где-то подвергались буллингу, травле в сети или в школе. И меня очень беспокоит, где эти ребята, как им выйти из этой ситуации", - сказал он. Министр добавил, что подростки становятся «изгоями», защищаясь от давления сверстников.

По его словам, это "история комплексная", а состояние подростка зависит и от семьи, и от окружения, и от учебного заведения.

"Они ушли в этот протест. В то состояние, которое, к сожалению, заставляет их задумываться о каких-то плохих вещах для того, чтобы назло всем вокруг или назло конкретным людям (совершить определенный поступок - Inkazan), но зато меня все узнают, зато все будут потом жалеть, плакать, рыдать, но я всем докажу, что вот я был", - сказал Фаттахов.

"