Posted 22 февраля 2012,, 14:19

Published 22 февраля 2012,, 14:19

Modified 12 сентября 2022,, 06:28

Updated 12 сентября 2022,, 06:28

Икебана: тысячелетняя музыка ваз, пространства и живых цветов

22 февраля 2012, 14:19
В Казань на два дня приехала один из самых уважаемых сенсеев, президент московского филиала Института Икэнобо города Киото в Японии, профессор «со-катоку» Мидори ЯМАДА.

Сегодня в одном из торговых центров Казани она дала бесплатный демонстрационный мастер-класс по икебане. Сопровождала г-жу Ямада ее ассистент Галина Давиденко.

Икебана — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.

Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.
Икенобо Сэнкей. «Истинная уточненность»

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

В какой-то момент госпожа ЯМАДА вышла из-за своего стола и принялась рекламировать японскую национальную одежду.

В настоящее время школу Икенобо возглавляет 45-й глава, потомок Оно-но Имоко, Сэн Эй Икенобо. В 1977 году и в 1999 году появились новые стили школы на основе стилей Рикка и Сёка. Традиционный стиль Рикка в настоящее время называется Рикка Сёфутай. Свободные современные композиции этого стиля принято называть Рикка Симпутай.

Школе развития икебаны Икэнобо в этом году исполняется 550 лет, это задокументированный факт.

«В России под термином Икебана часто понимаются композиции из сухих цветов, но это представление ложно, — рассказала InKazan.ru профессор Мидори ЯМАДА. — Даже в самых современных направлениях икебаны важным остается присутствие живых цветов. Икебана интересна своим изменением, что-то в ней расцветает, что-то засыхает. Она не постоянна и это интересно японцам».

В классической японской икебане упор делается на ветви деревьев, в европейской интерпретации в основном используются цветы.

В классической японской икебане огромное католичество направлений и тысячи жестких правил.

Икебана это не сколько цветы и ветви, сколько пространство, образованное применяемыми элементами и символизм отдельных ее частей.

Мероприятие прошло при поддержке Японского фонда в России центра Японоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ.

"