Posted 22 декабря 2016, 20:21
Published 22 декабря 2016, 20:21
Modified 20 августа, 14:46
Updated 20 августа, 14:46
В начале этого года правительство Татарстана решило продать нефтехимические активы. 2 февраля премьер-министр РТ Ильдар Халиков включил в приватизационный план 2016 года госпакеты нескольких компаний, в частности, 22% ПАО «Нижнекамскнефтехим». Покупателем пакета стала «Татфнефть», в марте сообщившая о приобретении 24,99% НКНХ.
Вчера компания уведомила о продаже доли в «Нижнекамскнефтехиме» за 32 миллиарда рублей. Акции покупает ОАО «Таиф», сделку предполагается закрыть до конца года. «Если честно, мы не ожидали, что это произойдет так скоро, но на рынке всегда есть цена. В данном случае она нас полностью устраивает», — сказали Inkazan в пресс-службе «Татнефти».
В сообщении на сайте компании сказано, что «Таифу» отойдет 402,81 миллиона обыкновенных акций; представители компании говорят, что «Татнефть» продаст всю имеющуюся у нее долю. По данным «СПАРК-Интерфакс», ее доля в капитале НКНХ на начало октября была равна 22%. «Таифу» (через ООО «Телеком-менеджмент») до закрытия сделки принадлежит 50% НКНХ.
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов говорит, что за акции «Таиф» заплатил цену выше рынка. Капитализация НКНХ составляет порядка 125 миллиардов рублей, исходя из биржевых котировок, 22% могли стоить 27,5 миллиарда, говорит он. Может быть, поэтому акции «Нижнекамскнефтехима» после сообщения о сделке подорожали примерно на 7%, отмечает Лукашов.
Вряд ли можно считать, что пакет продан дорого, сомневается замначальника управления анализа рынка акций «Велес Капитала» Василий Танурков — даже учитывая ту выгоду, которую «Татнефть» получила (в марте пакет НКНХ обошелся ей в 20 миллиардов рублей).
Покупая весной долю НКНХ, «Татнефть» рассчитывала укрепить позиции на нефтехимическом и нефтепродуктовом рынке, увеличить глубину переработки и добиться повышения добавленной стоимости продукции. Планы по развитию нефтехимического бизнеса остаются в силе, сотрудничество с НКНХ и другими компаниями Татарстана продолжится, сказано в ее вчерашнем сообщении.
Причин отказаться от доли могло быть несколько, рассуждает Танурков. Первая — пакет меньше блокирующего не позволяет участвовать в управлении, поэтому решение продать его, тем более с прибылью, можно понять.
Вторая — НКНХ собирается строить этиленовый комплекс. Проект рискованный, скорее всего, он потребует привлечения долгового финансирования, и, оставаясь акционером, «Татнефти» пришлось бы в нем участвовать. Разговоры об этом ходили уже на момент покупки ею доли НКНХ, и тогда это было не лучшей новостью, с точки зрения капитализации «Татнефти», вспоминает эксперт. Строительство этиленового комплекса означает рост рисков, не вполне ясные перспективы и генерирование отрицательного денежного потока в период окупаемости.
«Татнефть» поставляет на НКНХ прямогонный бензин. «Нижнекамскнефтехиму» выгодно закупать его именно у «Татнефти», независимо от того, будет у нее пакет или нет, добавляет Танурков.
«Нижнекамскнефтехим» в 2015 году произвел 2,4 миллиона тонн продукции, 48% которой реализовал за рубежом (экспортировал продукцию в 53 страны). НКНХ — крупнейший в мире производитель полиизопрена, по собственным данным, на его долю приходится 43% этого рынка, а на рынке бутиловых каучуков компания занимает 16,2%.