Posted 23 января 2021, 14:43

Published 23 января 2021, 14:43

Modified 18 сентября 2022, 11:21

Updated 18 сентября 2022, 11:21

Даже в неквалифицированной работе нужны навыки: Как прожить без мигрантов

23 января 2021, 14:43
В России все громче говорят о нехватке мигрантов. В Татарстане дефицит рабочих рук есть на стройках, некому водить автобусы и чистить снег. Вместе с тем число преступлений, совершенных иностранцами, растет. Когда прекратится дефицит рабочей силы и почему местные жители не идут на эти вакансии — в материале Inkazan.

Политика в отношении мигрантов начала ужесточаться в России с 2018 года. Вице-премьер Татьяна Голикова предложила законодательно ограничить их число на стройках до 80% от числа рабочих. Тогда отток иностранных трудящихся вырос на 17%. В 2020 году минтруда России задумалось над приоритетом россиян перед иностранцами в приеме на работу. К этому времени, по словам замминистра труда Татарстана Клары Тазетдиновой, в республике находились 60,5 тысячи иностранцев.

Министр труда, занятости и социальной защиты Эльмира Зарипова заявила, что в 2020 году в Татарстан приехало на 43% меньше мигрантов. В то время как 1 475 работодателей заявляли, что нуждаются в них. В основном это компании, работающие в сферах жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства. Из-за пандемии и закрытия границ проблема с дефицитом мигрантов встала особенно остро.

Из-за нехватки водителей, большая часть из которых прибыла из Узбекистана, в Казани начали сокращать число автобусов на маршрутах. А за помощью с недостатком рабочих на стройках минстрой Татарстана обращался к федеральным властям. Вскоре вице-премьер России Марат Хуснуллин написал в своем Twitter, что президент страны Владимир Путин «дал правительству важные поручения».

Так, до 1 марта этого года правительство должно рассмотреть варианты упрощенного привлечения мигрантов на стройки. «Вопрос о нехватке трудовых ресурсов на стройках поднимался еще в конце 2020, этот вопрос необходимо решить для увеличения объемов ввода жилья, дорог и соцобъектов в 2021 году», — написал он.

По мнению руководителя Регионального отделения Федерации мигрантов России Рената Ходжаева, решить проблему можно гораздо проще: необходимо открыть границы. «Казахстан и Кыргызстан уже открыли, никакого всплеска коронавируса не произошло, но этого не достаточно. Нужно запускать людей и просто делать прививки от коронавируса», — считает он.

Ходжаев заявил, что в стране продолжает остро стоять дефицит неквалифицированной рабочей силы. По его словам, сейчас у него на столе лежит 500 вакансий, и работодатели готовы оплатить перелет, но рабочих нет. Россияне же не стремятся трудоустраиваться на такую работу.

«В России 90% после школы идут в институты, у всех высшее образование. Получив его, многие соглашаются за 30 тысяч работать в офисе, но не пойдут за 50 на стройку. Там (в странах ближнего зарубежья — Inkazan) меньше амбиций, плюс для них это другой заработок. Средняя зарплата в Таджикистане и в России различается в 2-3 раза. Если мигрант зарабатывает по 40 тысяч в месяц на стройке, работает полгода, то с этими деньгами он может на родине взять ипотеку. У них все в разы дешевле, а для нас эти деньги не такие, как для них», — заявил он.

Что касается сферы ЖКХ, то, по словам председателя регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Михаила Застелы, здесь мигранты использовались на неквалифицированной работе в качестве дворников, но сейчас в уборке все большее участие принимает механизированная техника, а на ней работают местные.

«Делать ставку на мигрантов вообще неправильно. Нужно ставить на более организованную работу, совмещение профессий в ЖКХ, что позволит увеличить зарплаты», — считает Застела. Жалобы исполкома на нехватку дворников и других рабочих Застела связывает с тем, что «пожаловаться» проще всего, якобы от города это не зависит.

«Чем отличается мигрант-дворник от нашего дворника? Вот выпало за ночь много снега, мигрант станет в один угол двора и будет грести сугробы, а наш — прежде всего очистит дорожки, а потом не торопясь очистит все остальное. Это простой пример того, что даже на неквалифицированной работе нужны определенные навыки», — считает он.

В пресс-службе МВД по Татарстану Inkazan сообщили, что в 2020 году на учет по месту пребывания было поставлено 185 639 иностранных граждан, большая часть из них прибывала из стран ближнего зарубежья. При этом по сравнению с прошлым годом их число значительно сократилось.

Так, из Узбекистана в этом году в республику прибыло 72 380 граждан, в прошлом — 105 310 человек, из Таджикистана — 32 646 вместо прежних 41 646, из Казахстана -7 310, в том году число было больше — 16 236 человек. Убыль приезжающих мигрантов зафиксирована по всем странам.

Всего из ближнего зарубежья приехало 151 210, в 2019 году число составляло 223 163 граждан. Число граждан прибывающих из стран дальнего зарубежья и вовсе сократилось в три раза вместо прежних 101 тысячи человек в 2020 году в Татарстан прилетели 34 429 граждан.

Вопрос об ужесточении порядка въезда для мигрантов в апреле прошлого года поднимал и замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев. Он заявлял, что в период пандемии 40% иностранцев остались без работы, а трудовые мигранты, оказавшиеся в таком положении, ухудшают криминогенную обстановку в России.

О возможном бунте иностранцев в столице Татарстана еще в начале пандемии говорил казанский ресторатор, владелец сети чайхан PLove Нурислам Шарифулин. В момент самоизоляции, когда многие остались без работы, он заявлял, что иностранцам проще сесть в тюрьму, так как там хотя бы кормят.

Согласно статистике МВД, хотя мигранов в этом году в Татарстан приехало меньше, число преступлений, совершенных ими, выросло на 29,1% и достигло 448. В 2019 году их было 347, в 2018 — 413, в 2017 — 490, а в 2016 — 436 правонарушений. Чаще всего это преступления против собственности — 39,1% от общего числа, большая часть — кражи.

Против жизни и здоровья — 16,1%, здесь в основном либо угрозы убийством, либо причинение легкого вреда здоровью. Также полиция зарегистрировала 5 преступлений сексуального характера, 17 фактов дачи взятки, 45 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 63 — подделка документов.

Что касается гражданства преступников, то рекордсменами стали граждане Узбекистана — 175, Узбекистана — 54, Кыргызстана — 41, Азербайджана — 37, Туркменистана — 25, Украины — 22, Казахстана — 21, Армении — 8 преступлений.

Смогут ли Татарстанцы занять поубавить свои амбиции и пойти на «не престижную работу» или экономика так и будет зависеть от приезжих — не известно. Но пока Казань прочно связана с гастролирующей рабочей силой.

Подпишитесь