Posted 23 октября 2020, 16:15
Published 23 октября 2020, 16:15
Modified 18 сентября 2022, 10:58
Updated 18 сентября 2022, 10:58
13 лет назад тогда еще президент Татарстана Минтимер Шаймиев назвал строительство дорог к селам приоритетом. Появилась программа, согласно которой, проблему должны были решить за 4-5 лет. Восемь лет назад новый глава Татарстана Рустам Минниханов лично в заявил о важности дороги для села, осматривая подъездной путь к одному из татарстанских сел.
Год назад Минниханов заявил, что «село — это хранитель традиций многонационального народа Татарстана», назвав приоритетом повышение качества жизни сельчан. На ремонт и строительство дорог в республике тогда направили 32 млрд рублей. Вопрос, на что дорожники тратят деньги, возникал у Минниханова несколько лет назад, когда он отчитал подчиненных за качество покрытий.
Впрочем, некачественные дороги — в основном проблема городов. В некоторых селах дорог нет вовсе. Жители микрорайонов Подсолнухи и Рябинка Тукаевского района после семи лет жизни в поле судились с администрацией. До своих участков с трудом доезжали многодетные семьи Высокогорского района. Теперь старожилы нескольких деревень Пестречинского района заявляют, что дорогу к ним не делали более 30 лет.
В Екатериновке, Верхних и Средних Девлизерях, Александровке чуть больше 60 домов. В основном там живут семьи с детьми и пенсионеры. К Екатериновке от М-7 идет щебеночная дорога, остальные деревни буквально отрезаны от цивилизации. По словам местных жителей, в дождь или непогоду дорогу размывает так, что вязнет даже тяжелая техника.
«Года два назад ремонтировалась М-7. Я ходил к главе и говорил: „Ты же можешь договориться, пусть хотя бы отходы, старый асфальт нам отдадут — кинуть это на глину и уже можно будет проехать в деревню“. Но нет, ничего не изменилось. <…> Только два вида транспорта — летом уазик, а зимой снегоход. Это же не дело, что я прописан там, но никак не могу попасть домой», — рассказал местный житель Артем Газизов.
Путь от трассы до деревень не превышает 3 километров, ремонта которых жители добиваются более 5 лет. В 2015 году исполком Пестречинского района заявил, что есть три программы ремонта дорог, но все они сформированы, пообещав включить поселки в план на 2016–2017 годы. Время прошло, власти отчитались о прокладке дороги к поселку Нептун и принялись строить пути к соцобъектам.
Газизов рассказал, что в личных беседах с жителями районная администрация объясняет: дорогу не могут сделать, потому что в поселках нет производства, а некоторые дома заброшены. Интересно, кто отважится вести бизнес или покупать дом в деревне, к которой нельзя проехать. Тем временем местных жителей отправили к главе поселения — решать проблему за счет самообложения.
Эта практика используется в некоторых районах Татарстана. Однако здесь люди уверены, что из-за небольшого числа жителей собрать нужную сумму не удастся. Тем более, что сама администрация Пестречинского района в 2018 году заявила: строительство этого участка обойдется в 53,2 млн рублей, а позже назвали сумму уже в 63 млн рублей.
В прошлом году люди обратились в минтранс Татарстана, где им ответили, что программа строительства дорог на этот год утверждена, но они в нее не попали. В пресс-службе министерства Inkazan сообщили, что для строительства дороги нужно выполнить ряд работ. Например, поставить труб для пропуска воды, стабилизировать грунт, насыпать смесь песка и щебенки на ширину полотна в 5,5 метров.
В министерстве сняли с себя ответственность за отсутствие дорог к поселкам. заявив, что они выделяют деньги району, который сам решает, как их распределить. Не дождавшись помощи от районных властей, люди писали письма Минниханову, обращались на «горячую линию» к президенту России Владимиру Путину, однако это ничего не изменило. Теперь они намерены судиться из-за бездействия администрации.
У Александры Самойловой есть дом в Александровке, построенный на материнский капитал. Жить в нем семья может только летом, когда к селу можно проехать по подсохшей дороге. Женщина рассказала, что в одном из поселков сгорел дом — пожарные не смогли пробраться к нему по бездорожью, пожилого соседа с инсультом пришлось своими силами везти до Екатериновки — скорая смогла приехать только туда.
По словам Самойловой, особенно жалко пенсионеров, которые живут в Александровке круглый год. До них не может доехать даже автолавка — она останавливается в соседнем селе. «Людям приходится ходить туда пешком по этой жиже и грязи», — заявила женщина.
Пока руководство Татарстана требует повысить качество жизни на селе, к муниципальным властям возникает все больше вопросов. Inkazan направил запрос в местную администрацию, но оказалось, что пресс-секретарь Пестречинского района уволился, нового еще не нашли. Когда удастся получить ответ — неизвестно.
Депутат Госсовета от КПРФ Артем Прокофьев заявил Inkazan, что каждую подобную жалобу нужно разбирать отдельно. «В Татарстане одна из лучших ситуаций по оснащению дорог к сельским населенным пунктам. В других регионах ситуация намного хуже», — сказал он.
Он добавил, что «дороги в сельской местности — это всегда непросто». Впрочем, построить дорогу к селу может быть проще, чем «похоронить» целую деревню, а значит, забросить окружающие ее сельхозугодья. В 2013 году теперь уже экс-глава минтранса Татарстана Ленар Сафин заявлял, что в регионе сокращается число деревень.
По его словам, одна из причин — отсутствие подъездных путей. На тот момент на соединение всех сел дорогами с твердым покрытием требовалось около 35 млрд рублей. К тому моменту подъездные пути были только у 73,8% населенных пунктов республики, 738 поселков были фактически отрезаны от дорог.
Тем временем власти не теряют оптимизма: согласно программе строительства региональных дорог, рассчитанной до 2024 года, 85,7% населенных пунктов обеспечат подъездными путями. К 2030 году, согласно стратегии транспортного развития республики, показатель должен достигнуть 92,3%.
В 2019 году на муниципальные дороги в республике выделили 1 млрд. Судя по жалобам татарстанцев, денег не достаточно. Учитывая, что проблему в Татарстане решают 13 лет — столько прошло с момента, когда Шаймиев назвал строительство дорог к селам приоритетом, — неизвестно, что случится раньше — вымрут деревни или к ним появятся подъездные пути.