Вода камень точит: какой урон наносит аномальная оттепель инфраструктуре Татарстана

Вода камень точит: какой урон наносит аномальная оттепель инфраструктуре Татарстана

24 января , 20:19ОбществоPhoto: 1Mi
Январь 2020 года для Казани стал самым теплым за всю историю метеонаблюдений. Такая погода влияет не только на жителей, но и на городскую инфраструктуру — асфальт, здания, сети. Опрошенные Inkazan эксперты рассказали, почему домам не так страшны зимы, почему за линии связи можно не опасаться и что еще разрушает дороги.

Дороги

В Казань пришла аномальная оттепель — снег и лед начали таять с невероятной скоростью, а вместе с ними «тает» и асфальт, разрушаясь под тяжестью машин. Хотя руководство региона не раз заявляло, что работы нужно делать качественно, тем не менее такие капризы погоды дороги не выдерживают.

Photo:1Mi

На сайте «Народного контроля» Ильнур В. написал, что на проспекте Фатыха Амирхана, рядом с Дворцом единоборств «две большие ямы на дорогах общего пользования». Пользователь просит устранить проблему в кратчайшие сроки. На это администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани ответила, что «вопрос ремонта данного объекта будет рассмотрен при выделении средств на проведение ямочного ремонта».

«На участке дороги в промежутке между улицей Центральная, д. 89 до Центральная дом 109 в поселке Салмачи огромные ямы посреди дороги, которые затрудняют движение автомобилистов, особенно в час пик» — написала Ильвира Н. (орфография и пунктуация автора сохранены). Заявку на сайте поддержал 21 человек, сейчас она переадресована администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани.

Опрошенные Inkazan эксперты обратили внимание на то, из чего делаются дороги. В характеристики материалов, как правило, закладывают определенное количество циклов замораживания-размораживания, отметил преподаватель кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей КГАСУ Игорь Майстренко.

Преподаватель кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей КГАСУ Игорь Майстренко
Photo:kgasu.ru

«Для каждого материала это своя цифра, свое число. Может быть придется корректировать какие-то характеристики материалов, если это количество циклов замораживания-размораживания будет изменяться в худшую сторону», — предположил Майстренко.

Представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов считает, что дороги как были в неудовлетворительном состоянии, так и останутся, особенно в местах, «где липушки с трещинами». Он объяснил, что автомобилисты могут видеть только верхнюю часть повреждений. На самом деле трещины уходят вглубь, и с каждым годом вода точит асфальт и расширяет ямы.

Даже если дороги прокладываются по ГОСТу и из качественных материалов, есть и другие факторы, влияющие на качество.

«Тот же самый гравий, щебень, фракция, если она чуть мельче — соответственно асфальт будет жестче, если она чуть больше — асфальт будет мягче и сцепка будет лучше», — отметил Золотов.

Ситуацию усугубляет и то, что гарантия на дорогу не соблюдается. Бывают случаи, когда субподрядчик строительства на следующий год исчезает, и не с кого спросить. Заказчику приходится за свой счет восстанавливать дорогу.

Представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов
Photo:ВКонтакте

«Получается, опять город, администрация будут ремонтировать дорогу за свой счет. Мы этого не видим, потому что каждый год из бюджета закладывается на дороги. И мы не знаем, либо новые дороги строят, либо латают старые», — посетовал Золотов.

Но дело не только в техническом процессе, но и в эксплуатации дорог, считает эксперт.

«Здесь очень многое зависит и от водителей, как они эксплуатируют автомобили — многие, например, шипы не меняют и с пробуксовкой ездят, это тоже большая нагрузка для асфальта. У нас же если потеплело, это же не значит, что земля промерзлая. Земля также оттаивает, и грунтовые воды, весенние и осенние дожди, которые размывают, тоже влияют на качество дороги — большегрузами их просто продавливают. Вот эта колейность на новых дорогах как раз и говорит о том, что неудовлетворительное качество», — добавил Золотов.

По его мнению, построенные в СССР дороги до сих пор находятся в нормальном состоянии в отличие от современных, которые «переделывают каждые 2-3 года».

При этом современные технологии, которые могли бы изменить ситуацию, уже испытывали в Татарстане. Как рассказал заведующий кафедрой высоковязких нефтей и природных битумов КФУ Алим Кемалов, в вузе создали концентрат, который прослужил без ремонта 14 лет. Его испытали на участке на южной трассе с интенсивным движением и большой грузонапряженностью. По мнению Кемалова, концентрат мог бы прослужить и дольше, если бы в один момент этот участок не закатали другим асфальтом.

заведующий кафедрой высоковязких нефтей и природных битумов КФУ Алим Кемалов
Photo:kpfu.ru

«Сколько менялось министров, сколько они посещали этот участок дороги, смотрели, подтверждали. И мы говорили во весь голос: „Почему вы не внедряете? Что вы ищите? Вот вам, ребята, прекрасная технология“. Но министерства действительно стали по большому счету неповоротливыми. А тогда тем более что-то сверхъестественное искали, а время шло», — выразил сожаление Кемалов.

Эксперт считает, что создание модифицирующих связывающих во многом сдерживает и мешает такому негативному процессу, как резкая смена климата. Они не позволяют воде проникать с поверхности.

Но, по словам Кемалова, воздействие на дорожное полотно идет не только сверху, но и снизу. Дело в том, что в Татарстане капиллярные воды находятся близко к поверхности, проникают и «начинают встраиваться между каменным материалом и вяжущими». Таким образом, камень, щебень оголяются, и выкрашиваются верхние слои дороги.

Photo:1Mi

«Для этого нужно очень хороший каменный материал иметь. Или слабые каменные материалы нужно каким-то образом гидрофобизировать. Нужны гидрофобизаторы. Которые бы обволакивали каждый камушек и создали пленку, чтобы вода не могла дойти до голой границы этого каменного материала. Мы тоже занимаемся гидрофобизаторами такого рода и, конечно, в скором времени потребуется их промышленный выпуск», — заключил Кемалов.

Коммунальные сети

Перепадов температур не выдерживают и коммунальные сети. Так на днях в Казани на проспекте Хусаина Ямашева провалился асфальт. Яма на асфальте образовалась возле остановки «Магазин «Океан». Причиной стали аварийные работы на канализационном коллекторе.

Повреждения на тепловых сетях могут возникать в любое время года, но наиболее остро эта проблема стоит при нестабильной температуре. Во время оттепелей и сильных заморозков от резких перепадов температур слои грунта могут двигаться из-за того, что содержащаяся в нем вода замерзает и тает, земля от этого может вспучиваться и проседать, а пролегающие на глубине коммунальные сети смещаются и могут разрушиться.

Photo:1Mi

Однако к линиям связи, проложенным в кабельной канализации и грунте, это, похоже, не относится. Как рассказали в ПАО «Таттелеком», они «вообще не подвержены влиянию циклического изменения температуры».

Перепады температур могут влиять только на линии связи, проложенные воздушным способом, и то несущественно. К тому же, лишь незначительная часть линий, расположенных в селах, проложена таким методом.

Что касается мобильной связи, от погодных условий в значительной степени зависит качество связи операторов, чьи базовые станции подключены к сети по радиоканалу. Проблем не возникает у компаний, использующих другие технологии. Например, у оператора мобильной связи «Летай», принадлежащего «Таттелекому», 94% станций подключены к сети по волоконно-оптическим линиям связи. Благодаря этому погода практически не влияет на качество мобильной связи.

Photo:1Mi

«Оборудование сети передачи данных, телевидения, телефонных станций установлено внутри зданий, телекоммуникационных шкафов и контейнеров, оснащенных системой климатики, и в минимальной степени подвержено влиянию внешних фактов. Влияния возможны только в случае выхода из строя систем климатики, но вероятность этого, как показывает практика, минимальна», — рассказал Inkazan заместитель генерального директора ПАО «Таттелеком» по техническим вопросам Марат Халиков.

Для устранения повреждений на базе каждого филиала созданы аварийно-восстановительные бригады.

Здания

В интервью изданию Bloomberg заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков заявлял, что ежегодно Россия из-за таяния льдов теряет от 50 до 150 млрд рублей. С каждым годом сумма ущерба будет только расти. По его словам, оттаивание почвы в Арктике может угрожать многим зданиям и сооружениям. И из-за погодных аномалий в городах лопаются трубы и рушатся сваи.

Photo:1Mi

Сквозь образовавшиеся швы и поры дождевая вода попадает внутрь стены строительной конструкции, что способствует образованию трещин. А так как вода при замерзании расширяется, то это приводит к появлению мелких трещин, которые с каждым циклом «замерзание-оттаивание» увеличиваются в размерах. В конце концов фасад разрушается. Даже минимальные деформации могут снизить прочность здания. Вдобавок при благоприятных условиях в таких трещинах начинают активно размножаться микроорганизмы. И стены в домах покрываются плесенью, мхом и лишайником. А если под облицовкой располагается утеплитель, то избыток влаги приведет к его насыщению водой, что существенно увеличит коэффициент теплопроводности. В результате из-за снижения уровня теплоизоляции утеплителя значительно возрастают затраты на отопление дома.

Металлоконструкции также страдают от влаги. Увлажнение запускает коррозионные процессы — метал ржавеет и постепенно утрачивает прочность в результате отслоения окисленных слоев.

Теплая погода все же не так страшна зданиям, как лютые морозы, считает преподаватель кафедры железобетонных и каменных конструкций КГАСУ Алексей Антаков.

преподаватель кафедры железобетонных и каменных конструкций КГАСУ Алексей Антаков
Photo:kgasu.ru

«Влага и в нормальные зимы в толще стен туда-сюда перемещается, в зависимости от уровня минусов. Она точно также замерзает и оттаивает. А сейчас, пока плюс стоит, она не замерзает. Поэтому я говорю, что это даже лучше, чем серьезные морозы. Она не замерзает, не расширяется, структуру материала не рвет. Именно перепад температур с плюса в минус, конденсат замерзает, разрывает все, что в состоянии разорвать», — рассказал Антаков Inkazan.

Ледовые переправы и крещенские купания

Аномальная температура приносит и другие неприятности. Так, из-за теплой погоды в этом году на Казанке даже не проводились крещенские купания. Хотя толщина льда на реке у храма-памятника в честь Нерукотворного образа Спасителя составляет 21 сантиметр, епархия решила не проводить купания в этом месте.

Также в связи с потеплением в Татарстане приостановят работу ледовых переправ. Прекратили работу переправы через Волгу в Зеленодольском районе, ведущая из Зеленодольска в Нижние Вязовые, и через Волгу в Верхнеуслонском, ведущая от Аракчино в Верхний Услон. Запрещено ездить и по ледовой переправе через Каму по маршруту село Покровское — поселок Красный Ключ.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter