Posted 25 января 2017,, 14:06

Published 25 января 2017,, 14:06

Modified 11 сентября 2022,, 08:34

Updated 11 сентября 2022,, 08:34

Правительство РТ не может выйти из «Татфондбанка» даже при желании — эксперты о новых собственниках ТФБ

25 января 2017, 14:06
Сегодня стало известно о завершении начавшейся еще в декабре и, казалось, замороженной сделки по покупке акций «Татфондбанка» (ТФБ) государственным АО «Татэнерго». По мнению некоторых экспертов, это признак того, что ситуация с ТФБ близится к разрешению и банк будут спасать.

Фото: «Ведомости»

25 января четыре действующих собственника «Татфондбанка», включая структуры правительства Татарстана и отстраненного председателя правления ТФБ Роберта Мусина, получили уведомления о том, что их доли в капитале кредитной организации снизились. Это произошло в результате дополнительного выпуска акций банка, который вчера зарегистрировал Центробанк России.

Допвыпуск приобрело АО «Татэнерго» (бывшая «Генерирующая компания», контролируется правительством РТ через АО «Связьинвестнефтехим»). «Татэнерго» отныне владеет 14,23% обыкновенных акций ТФБ.

После вхождения «Татэнерго» доли других собственников в капитале банка снизились. АО «Татспиртпром» (также входит в «Связьинвестнефтехим»), которое в июле 2016 года докупило почти 7% акций ТФБ, лишилось 2,47%. Отныне компании принадлежит 14,86% банка.

ООО «Артуг», контролируемое членом совета директоров ТФБ Ильдусом Мингазетдиновым, потеряло 0,74% и теперь владеет 4,45%. Минземимущество РТ снизило долю на 1,43% и осталось владельцем 8,65% акций.

Самую большую долю (2,88%) потеряла компания «Новая нефтехимия», которая через другое кипрское юрлицо контролируется Робертом Мусиным. Теперь в капитале ТФБ Мусину принадлежит 17,36%.

О планах «Татэнерго» (тогда еще «Генерирующая компания») стать совладельцем «Татфондбанка» стало известно еще в конце октября, до того, как проблемы в ТФБ перешли в публичную плоскость. Тогда представители банка позиционировали предстоящую сделку как меру по укреплению контроля со стороны властей Татарстана.

«Для нас важно присутствие государства в капитале “Татфондбанка”, — говорили Inkazan представители кредитной организации. — Приобретение акций ОАО “Генерирующая компания” обеспечит расширение бизнеса банка, в том числе возможностей кредитования реального сектора экономики, в первую очередь Республики Татарстан».

В самой «Генерирующей компании» планы по покупке доли в «Татфондбаке» комментировать отказывались.

Процесс размещения допвыпуска акций на 3 миллиарда рублей ТФБ начал 1 декабря 2016 года, но спустя пять дней сообщил, что разместил не весь выпуск, а лишь 79,8% (на 2,39 миллиарда рублей).

Скоро проблемы в банке стали достоянием общественности. С тех пор как Центробанк 15 декабря 2016 года ввел в ТФБ временную администрацию, о ходе сделки с «Татэнерго» ничего не сообщалось. В СМИ появлялись мнения, что с учетом ситуации в банке правительство РТ отказалось наращивать в нем свою долю.

Примеры участия энергетических компаний в коммерческих банках (и наоборот) в российской и мировой практике есть, хоть и немногочисленные, отмечает замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. Наиболее известный из них — участие «Роснефти» в капитале Всероссийского банка развития регионов.

В случае с Татарстаном привлечение «Татэнерго», скорее всего, было политическим решением. В нынешней ситуации, продолжает Мильчакова, это оправдано, так как в противном случае банковская система региона войдет в серьезный кризис.

Аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин считает, что вхождение «Татэнерго» вряд ли может исправить ситуацию в ТФБ. «Объем балансовой дыры сильно превышает сумму в 2,4 миллиарда рублей, которую удалось привлечь с помощью эмиссии, — говорит он. — Без списания и реструктуризации текущей задолженности спасение банка не представляется возможным». Однако последнее слово, по мнению Корюхина, остается за правительством Татарстана, которое может повлиять на положение.

Мильчакова, напротив, считает, что вхождение «Татэнерго» — признак того, что ситуация с ТФБ близка к развязке. Новый собственник, несмотря на сравнительно небольшой пакет, сможет выдвинуть своего представителя в совет директоров ТФБ и инициировать внеочередное собрание акционеров, напоминает она.

«Полагаю, что даже если бы региональные власти имели возможность выйти из этого проекта (ТФБ — Inkazan), то на сегодняшний день делать это было бы уже поздно. Подобные телодвижения сильно отразились бы на их имидже, — уверен партнер юридического бюро “Замоскворечье” Дмитрий Шевченко. — У населения есть четкое понимание, что банк контролируется региональной властью, соответственно, будут предприняты все меры, чтобы банк избежал дефолта», — объясняет Шевченко.

Судя по тому, как долго решается вопрос с «Татфондбанком», можно судить, что вопрос об отзыве лицензии уже не стоит: очевидно, что банк в любом случае собираются спасти, уверен старший аналитик «Велес Капитала» по банковскому сектору Юрий Кравченко. Может быть, — спасти административно, резюмирует он.

"